Картинка

Авторские материалы "Я вам ничего не должен!": в каких случаях можно не платить за услуги стоматолога

23 июня 2018, 02:24

Персоны

Некачественные услуги или откровенный обман – чаще всего с этим сталкиваются пациенты стоматологов. По статистике, именно на эту сферу медицины приходятся 80% судебных исков к врачам. Пользуясь тем, что услуги, как правило, платные, особенно часто нас "разводят" в наиболее затратной области – протезировании. Как не стать жертвой ловких дельцов от медицины – в материале корреспондента "Вестей FM" Марины Костюкевич.

Беззубые (и в прямом, и в переносном смысле) пациенты – находка для дантистов. Человек, у которого острая боль или затяжные проблемы с полостью рта, как правило, легко верит врачу. И некоторые этим пользуются не во благо больного. В Санкт-Петербурге расследуют дело женщины-стоматолога, которая удалила несколько здоровых зубов пациентки ради последующей имплантации. Ведь это стоит дороже лечения или сохранения того, что дано природой. Ущерб больной – 3 318 000 рублей.

Да, случай – вопиющий, и такие – редкость. Но навязывание услуг, в которых нет необходимости, – одно из самых распространенных явлений. Например, часто врачи предлагают чистку каналов с удалением нервов, хотя можно было бы обойтись обычной пломбой. Или избавляют от кариеса – пигментного пятна на эмали. Если пациент не вникает в суть манипуляций врача, его легко провести, говорит член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Всегда нужно узнавать цель вмешательства и просить, чтобы она была записана в амбулаторную карту. "Вы мне предлагаете депульпировать 8 зубов. С какой целью? Какие показания? Запишите все в мою амбулаторную карту". Сразу возникнет вопрос: "А зачем мы это будем записывать?". А затем, что потом я могу воспользоваться этим при составлении экспертизы по оказанию мне медпомощи. Действия стоматолога будут проконтролированы.

Большинство из нас, по статистике, пользуются услугами платных стоматологов. Потому именно в этой сфере нередки финансовые махинации. Особенно когда речь идет о протезировании. Манипуляций – много, в том числе дополнительных исследований и привлечения других специалистов. В результате окончательная сумма может необоснованно вырасти, признает врач-стоматолог, ортодонт Юлия Иванова. Во избежание неприятного сюрприза она советует, не стесняясь, все спрашивать у врача до посадки в кресло.

ИВАНОВА: Какую сумму выставляют, что в эту сумму входит, сколько приемов будет. То есть изначально все обговаривать, пока ничего не начато и пока можно еще все поменять.

А лучше – все прописать. Это надежнее для пациента и отрезвляюще действует на врача, считает Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Смету надо составлять до начала лечения зубов. Да, она может (по закону) измениться. Но вырасти в разы и на десятки тысяч рублей не может. В этом случае пациент говорит: "До свидания, я ухожу и ничего вам платить не буду".

Нередки случаи откровенно плохой работы, за которую берут немалые деньги. Но выявляются огрехи не сразу. В случае повторного обращения недобросовестный врач может отказаться от исправления ошибок. Чтобы это пресечь, пациент должен всегда иметь на руках все документы, говорит сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения города Москвы Игорь Цикорин.

ЦИКОРИН: Если после этих манипуляций вы обнаруживаете, что у вас, например, треснул залеченный зуб, вы должны сохранять всю документацию – подтверждение, что вы делали в этой клинике. Все вот эти бумажки должны быть сохранены, скопированы, они должны быть у вас на руках. И чеки лучше сохранить.

Подмена материалов – один из приемов нечистых на руку врачей. Пациенту предлагают изначально раскошелиться на высокотехнологичные образцы, а в ходе работы их заменяют дешевыми аналогами. Когда сидишь с открытым ртом на кресле, сложно проверить, чем тебя пломбируют или что имплантируют. Имплантаты нужно проверять перед установкой, просто посмотрев на упаковку. А насчет пломб стоит просто знать: хорошие ставятся определенным способом, раскрывает секрет Алексей Старченко.

СТАРЧЕНКО: Установка светоотверждаемой пломбы подразумевает использование ультрафиолетовых лучей, лампы. Поэтому, если это не делается, у пациента должно закрасться сомнение, что это – тот материал, который он оплатил.

Но самый действенный способ – найти врача, которому будешь доверять, чтобы посещать его постоянно, уверен главный внештатный стоматолог Минздрава России, член-корреспондент РАН, профессор, ректор Московского государственного медико-стоматологического университета имени Евдокимова Олег Янушевич. Для этого нужны рекомендации и элементарная проверка.

ЯНУШЕВИЧ: Я бы спросил лицензию, сертификаты врачей, которые со мной будут работать, почитал бы отзывы. Каждый имплантат, который привозится в клинику, имеет сертификат. Я бы попросил сертификаты на эти имплантаты.

Если же возникли хоть какие-то подозрения в том, что вам навязывают необоснованные услуги, нужно узнать второе мнение, говорит Олег Янушевич.

ЯНУШЕВИЧ: Вы можете всегда пойти к одному стоматологу, ко второму, к третьему, и если услышали 3 разных мнения, сходите к четвёртому.

Идеальным вариантом может быть поход в районную стоматологию. Ведь там доктор не берет с пациента денег, и его оценка может оказаться самой объективной. Да, в ОМС входят некоторые услуги стоматологии, говорит Олег Янушевич. Просто не все об этом знают и по привычке идут к частникам.

ЯНУШЕВИЧ: У нас в России тратится ежегодно 40 миллиардов рублей на стоматологические услуги в рамках ОМС. Чаще всего судебные иски у нас к частным клиникам, к частным стоматологам.

Суды по делам стоматологов нередки в практике юристов. И это не значит, говорят они, что хуже стали лечить. Просто пациенты перестали прощать ошибки, обсчеты, навязывание услуг и откровенную халтуру. Уж слишком дорого это обходится. И обращение в суд – самый цивилизованный способ заставить недобросовестных врачей исправлять ошибки.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация