Авторские материалы Апокалипсис не за горами. Чем грозит России глобальное потепление
Персоны
Россия получит климатический удар. Страну ждут годы неурожая, пожаров, наводнений и эпидемий. Здания и дороги будут разрушены, а из вечной мерзлоты поднимутся ядерные отходы. Такие сценарии сейчас готовят в правительстве – все эти бедствия произойдут в ближайшие годы и десятилетия, и это будет связано с глобальным потеплением планеты. Насколько вероятны такие сценарии и можно ли от них спастись – выяснял экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.
Подробный перечень бедствий, которые ждут Россию, составлен Министерством природы и экологии. По долгу службы оно и раньше пугало коллег из правительства возможными катастрофами, но на этот раз описанные ими угрозы выглядят особенно апокалиптично. Их основной вывод – в том, что глобальное потепление неизбежно. Для России это будет означать изменение чуть ли не всей географии. Так, например, сухие степи Азии буквально "переедут" в центральную Россию и Сибирь, уничтожив житницу страны – Черноземье. В ближайшие годы все чаще урожаи зерновых будут погибать частично или даже полностью. Страна останется без хлеба, и это не просто фигура речи, говорит директор WWF России Игорь Честин.
ЧЕСТИН: Это, конечно, не запредельный сценарий, он вполне вероятен, его озвучивают по меньшей мере последние 20 лет. Связано это с тем, что сельское хозяйство у нас зависит от черноземов. Они формировались столетиями, это – метры плодородной почвы. И они исчезают гораздо быстрее за счет иссушения, выветривания, эрозии – за счет всех тех изменений климата, которые сейчас происходят.
С юга придет не только более сухой и жаркий климат, но и полчища паразитов. Древесные вредители "расселятся" по территории Сибири и лесам Русского Севера. Всего за пару лет они могут выесть хвойные массивы настолько сильно, что останутся только гектары сухостоя. Затем начнутся сильные пожары. При этом людям тоже придется иметь дело с новыми болезнями. Так, в центральные районы страны уже глубоко проник не типичный для этих мест клещевой энцефалит. Комары разносят лихорадку Западного Нила и еще более страшную конго-крымскую лихорадку. От обеих сейчас гибнут люди. Эпидемии уже начались, и климат тут сыграл не последнюю роль, считает завкафедрой инфекционных болезней РУДН Галина Кожевникова.
КОЖЕВНИКОВА: Даже в Московской области, например, летом 2007 года было достаточно жарко. И у нас было несколько десятков случаев местной подмосковной малярии. И это только один момент – появление заболеваний, ранее не характерных для данной территории. Второе – это то, что связано с обычными инфекциями, например, кишечными. Будет тепло – условия хранения продуктов поменяются, и возбудители дадут о себе знать. А их очень много, это и вирусы, и бактерии.
Согласно сценариям, описанным Минприроды, глобальное потепление будет разрушительным практически для всей инфраструктуры страны: зданий, инженерных конструкций и дорог. Нормы эксплуатации были рассчитаны на вполне конкретные условия зимы и лета. Так, например, железнодорожные рельсы имеют стыки между собой ровно такого размера, чтобы хватило на расширение металла. При разогреве на каждые 10 градусов рельс удлиняется по сантиметру на каждый километр полотна. И если в стране температура будет подниматься до 50 градусов, то рельс может деформироваться, а это приведёт к схождению поездов и, возможно, человеческим трагедиям. У нас – под 90 000 километров железных дорог, и некоторые лежат еще с царских времен, замечает директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
БЛИНКИН: Это – абсолютно физический эффект, связанный с тем, что тела при нагревании расширяются. В инженерных руководствах середины XIX века об этом уже было написано.
С автомобильными дорогами и зданиями – другая проблема. Стандарты строительства учитывают, что зима в России – это зима, а лето – это лето. Но когда начинается "погодная чехарда", как в последнее время, то все конструкции начинают быстрее стареть из-за частых циклов заморозки и размораживания. Это значит, что разрушаться здания будут чаще, а если добавить к этому растущее число бедствий (ураганов и наводнений), то выражение "мой дом – моя крепость" перестает быть актуальным.
Дороги из-за всех этих аномалий тоже могут изнашиваются быстрее, правда, есть мнение, что основная причина – в другом: так у нас строят, а в теории они должны выдерживать перепады любых температур. Комментирует директор "Центра экспертиз, исследований и испытаний в строительстве" Виктор Егоров.
ЕГОРОВ: Там – 3 слоя, в том числе верхний слой износа. Его срок везде, во всем мире – 2 года. Он так и называется – слой износа. Летом он может образовывать колею, а зимой разрушаться от замерзания и оттаивания. Но все равно в течение 2 лет он выдерживает свои характеристики.
Пожалуй, самый пугающий прогноз из всех – таяние вечной мерзлоты. Это само по себе станет катастрофой для планеты, поскольку высвободит в атмосферу килотонны метана и усилит парниковый эффект. Но есть и другая проблема, с этим связанная, о чем отдельно предупреждают в ведомстве: в мерзлоте размещены хранилища радиоактивных отходов, опасных химических веществ и остатки биологического оружия. Чтобы будущим поколениям не пришлось испытать их действие на себе, придется заранее перепроверять могильники времен холодной войны.
В целом эксперты осторожно отнеслись к тому, о чем пишет в своих сценариях Минприроды. Они полагают, что все бедствия сразу вряд ли произойдут, они растянутся на многие десятилетия и даже века, и время подготовиться будет. Кроме того, вероятность некоторых событий сильно преувеличена. Скажем, те же рельсы при нормальной эксплуатации не должны доходить до такого состояния, чтобы деформироваться прямо под идущим по ним поездом.