Картинка

Авторские материалы Ниаршоринг, или 4 причины переворота в швейной промышленности

21 октября 2018, 13:54

Персоны

Они возвращаются. Известная консалтинговая компания McKinsey выпустила исследование, посвященное будущему развитию текстильной и швейной промышленности. Выводы неожиданные. По мнению авторов, очень скоро покупатели одежды в Европе и США не увидят на одежде привычные ярлыки с надписью "Сделано в Китае", а швейные фабрики переместятся ближе к потребителю. Почему? Ответы в материале нашего европейского корреспондента Сергея Курохтина.

Если вы не успели выучить модное слово "аутсорсинг", то не заморачивайтесь. Учите другое – "ниаршоринг".

Все мы знаем, что одежду ведущих европейских брендов шьют, как правило, в Азии – в Китае, в Бангладеш, во Вьетнаме – в общем, там, где есть дешевая рабочая сила. К концу двадцатого века туда переместились все основные производственные мощности текстильной и швейной промышленности. Это как раз и был аутсорсинг. Но теперь эти мощности, кажется, возвращаются. И если не прямо во Францию или Англию, то, по крайней мере, поближе к Европе – например, в Турцию. Или в Мексику, если мы говорим об американском рынке. Это и есть ниаршоринг, от английских слов near – рядом и shore – берег. В общем – к ближним берегам.

Причин несколько. Первая – давно ожидаемая: рабочая сила в Китае перестала быть дешевой. Если бы это было не так, мы бы не видели армии китайских туристов, заполонивших, кажется, все достопримечательности мира, а заодно вытеснивших японцев из модных магазинов.

Сейчас джинсы, сшитые в Турции, обходятся крупному европейскому импортеру на 3 процента дешевле, чем привезенные из КНР, если суммировать все затраты на транспортировку и растаможивание. А в США джинсы из Мексики обойдутся оптовому закупщику уже на 12 процентов дешевле китайских. Вторая причина, пишут авторы исследования, даже более существенная.

Называется Инстаграм. Оказывается, в эпоху Инстаграма и других подобных сервисов требуется сверхбыстрая реакция на капризы моды. Потребители не готовы полгода ждать новую вещь. А значит, нужно сокращать сроки доставки товара. Швейное изделие, изготовленное в Юго-Восточной Азии, доберется до стран Запада по морю – а это самый дешевый способ – в течение месяца. Из Турции же товары могут доставить на грузовике за три-четыре дня. Из Мексики в США – еще быстрее.

Есть и третья причина, без которой сейчас, кажется, даже "доброе утро" не скажешь. Да, это экология. Ниаршоринг укорачивает пути транспортировки, а значит, окружающая среда меньше загрязняется. В Европе – это неубиваемый козырь для маркетинга. Тут улицы закрывают, чтобы машины с "неправильными" двигателями не могли по ним ездить. Не удивлюсь, если скоро по этим же улицам нельзя будет ходить в неэкологичных джинсах.

Ну и наконец, последняя причина. Она такая, что если предыдущие вас не убедили, то тут вы точно сдадитесь. Четвертая промышленная революция!

Звучит? Для тех, кто не знал, что их было уже три, напомним, что первая – это конец 18 века, первые паровые двигатели, ткацкие станки, луддиты. Вторая – это уже конец девятнадцатого века – начало двадцатого. Тут главное слово – электрификация (и желательно, всей страны), а также железные дороги, конвейерное производство, телефон и телеграф (почту можно не брать).

Третья промышленная революция началась в семидесятых годах прошлого века с развитием электроники, автоматизации производства и появлением промышленных роботов. А четвертая, или как принято говорить Индустрия 4.0, разворачивается на наших глазах. Это, естественно, Интернет, новые материалы, 3Д-принтеры и так далее. Как ни странно, но до ее начала роботы легко собирали автомобили, а вот пошить джинсы не могли. Точнее, могли, но они бы стоили дороже тех же автомобилей. И вот, как пишут исследователи McKinsey, автоматизация дошла и до швейного производства и уже разработаны роботы и лазерные технологии для пошива одежды. "Адидас", кстати, уже вернул в Германию производство – правда, не одежды, а кроссовок, но останавливаться на этом не собирается.

Три четверти опрошенных McKinsey топ-менеджеров фэшн-индустрии считают, что до 2025 года в отрасли произойдет коренной перелом в пользу ниаршоринга.

Так что ваши дети будут ходить в экологичных джинсах, сделанных на 3D-принтере в соседнем городе. Следите за ярлыками!

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация