Авторские материалы Споры, был ли Малевич первым, актуальны и через 140 лет
Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Казимира Малевича – основоположника абстрактного искусства и, возможно, величайшего художника ХХ века, родившегося в России. О его биографии и значимости его творчества размышляет наш кинообозреватель Антон Долин.
Даже слова "российский художник" произносить здесь надо с определенной осторожностью. Казимир Северинович Малевич действительно появился на свет в Российской империи, 140 лет назад, но произошло это в Киеве, где будущего художника крестили, а до того там же венчались его родители. Но и украинцем его не назовешь, Малевич был этническим поляком, сыном шляхтича.
Однако вся его жизнь и взлеты творчества произошли в России, а потом СССР, и были связаны с русским языком. При этом самая большая коллекция Малевича находится в музее современного искусства Амстердама. Но все-таки самые легендарные его работы – включая несколько "Черных квадратов", из которых известнейшие хранятся в Новой Третьяковке, Русском музее и Эрмитаже, все-таки находятся в нашей стране.
Проще всего будет сказать так: Малевич – достояние человечества, но все-таки его родина – русская культура и язык. Он и один из символов ХХ столетия, его главных иконописцев – человек, совершивший колоссальный прорыв, изобретя и сделав модным абстрактное искусство, в его системе координат носившее загадочное и притягательное название "супрематизм". Правда, историки и искусствоведы до сих пор спорят, кто был первым – Малевич или голландец Пит Мондриан; в любом случае, к своему открытию они пришли одновременно и независимо друг от друга, и случилось это – знаменательное совпадение – в преддверие Первой мировой.
После обучения в студии Рерберга, знакомства с Ларионовым и участия в выставках "Бубнового валета", "Синего всадника" и "Ослиного хвоста" Малевич выработал собственный стиль и оригинальный язык. Началось с оперы Матюшина "Победа над солнцем" в 1913 году, где впервые и возник "Черный квадрат": идеальная анти-икона столетия, самый загадочный, простой и одновременно многозначный его символ, черный провал в небытие и вечный вопрос без ответа.
Первое самостоятельное явление "Квадрата" – одного из многих в творчестве Малевича, были и другие черные, и белый, и красный, – случилось в 1916 году в Петрограде, в канун Революции, которую он как будто предсказал своим нигилистическим шедевром. А после 1917 года Малевич активно принял участие в постройке нового мира, вместе с Марком Шагалом в училище Витебска. Впереди были разочарования и крушения надежд, сотни экспериментальных работ, насыщенных поэзией и неземной энергией, тысячи страниц манифестов и исследований – и путаных, и кристально-ясных, драматическое и вынужденное обращение к традиционной живописи, болезнь и смерть. Но не забвение.
Сегодня утопист и мечтатель, формалист и первооткрыватель, интеллектуал и поэт Малевич – главный авангардист в истории живописи. Предмет для гордости, раздражения и нескончаемого изучения, которое может дать человечеству еще немало открытий.