Авторские материалы В Большом театре появилась "Русалка"
Персоны
Режиссер-экспериментатор Тимофей Кулябин поставил на Новой сцене главного театра страны знаменитую оперу Антонина Дворжака "Русалка". Склонный к творческим провокациям, Кулябин ловко сгущает краски и тасует времена, реальность и мифы. Его "Русалка" – это детективная история о неизбежной гибели от коварной любви. Опера исполняется на чешском языке на фоне декораций голливудского размаха. На генеральном прогоне спектакля побывала корреспондент "Вестей ФМ" Анна Владимирова.
В лесу родилась девочка. Точнее – русалка – мифическое звонкоголосое чудо с волнистыми волосами. Жила она, как природы дитя: купалась в ручьях, умывалась росой, веселилась с сестрами. А потом – выросла и влюбилась в принца, который оказался не героем сказки, а земным реальным человеком со слабостями и пороками. Но любовь слепа и глуха. А Русалка – упряма и безрассудна. Известный сюжет о жертвах ради большого чувства и коротком девичьем счастье режиссер Тимофей Кулябин пересказал на свой лад.
КУЛЯБИН: Я в первую очередь хотел сохранить эту фактуру сказочности. Потому что мне важно было сохранить этих героев: Ежибабу, этих нимф, Водяного – всю природу романтической сказки на сцене иметь. Но при этом – рассказать историю про современных людей. Там довольно непростой прием: есть такой перевертыш внутри спектакля, когда эти герои все оказываются частью реальности одного из героев из реального мира.
В спектакле – два измерения. Первое – дикий лес с могучими дубами и мрачными зарослями. Второе – роскошный особняк современного олигарха. Нырнув без оглядки из мифа в сегодняшний день, Русалка больно ударяется о его грубость и цинизм. Впрочем, может быть, сказочный образ – это щит для земной девушки против "копий" реального мира, объясняет исполнительница партии Динара Алиева.
АЛИЕВА: Здесь была сложность в том, что надо было создать два образа: мифическую Русалку, которая присутствует в первой и в третьей картине, и человека. Но здесь основа в том, что она – человек изначально, и все, что привиделось этой девочке, – это мифический образ… То есть здесь основа в чем: весь мир построен на любви. И Русалка ради любви умирает, и тот же Принц погибает ради любви. Это – такая криминальная история.
Весь криминал – с изменой, побоями и последующей госпитализацией – происходит в доме олигарха. Параллельно в мире дикого леса воют злые и добрые духи. О том, как синхронизировались оба пространства, рассказывает сценограф Олег Головко.
ГОЛОВКО: Мы довольно долго провозились с подходом, изобретательством самой этой идеи: как это, кто эта Русалка и какая должна быть декорация… Это довольно объемная история. Нужен был качественный макет, чтобы мастерские поняли, что нужно делать. По сути дела, это две декорации вместо одной.
В основе оперы Антонина Дворжака – либретто Ярослава Квапила. В этой "Русалке" смешались волшебные сказания Божены Немцовой, незабвенная сказка Ханса Кристиана Андерсена, легенда про Ундину и славянские мифы.