Картинка

Авторские материалы Правила этикета: сколько, когда и где оставлять «на чай»

13 июля 2019, 01:39

Персоны

Абсолютное большинство россиян – 80% – оставляют чаевые в путешествиях. Сумма их зависит от качества обслуживания и правил, принятых в этой стране. А вот 12% никогда не платили сверх счета. Это данные опроса туристов из разных стран, проведенного сервисом Momondo.ru. Исследование также показало, что наиболее щедры на чаевые люди зрелого возраста. А вот молодые люди – до 22 лет – практически никогда не поощряют обслуживающий персонал. Сколько, когда и где нужно оставлять «на чай», а где этого делать не надо – в материале корреспондента «Вестей ФМ» Марины Костюкевич.

«Это на чай!», – говорят большинство из нас, оставляя сдачу или ее часть на предъявленном счете в ресторане, после поездки в такси, массажном салоне. Обычай, принятый еще в XVIII веке в Британии, когда были популярны чайные салоны, легко прижился в самых разных странах. Чтобы его соблюдать, нужны лишь благодарность, щедрость и немного денег. Чаевые – это, как правило, 10-15% от счета, поясняет педагог-консультант по этикету Татьяна Николаева. И без излишеств.

НИКОЛАЕВА: Это должны быть чаевые, а не вторая оплата по счету. Иногда наши люди грешат именно этим. Они оставляют огромные чаевые, что совершенно ни к чему. А чаевые – это 10-15%.

Именно такая сумма принята в большинстве стран. 10-15% чаевых ожидают от гостей представители обслуживающего персонала в Британии, Испании, Италии, Португалии, Греции. А вот в Германии или Австрии принято оставлять не более 5-10% от суммы чека. В Нидерландах и Швейцарии и вовсе скромные чаевые – 3-5%. Это в случае, когда речь идет о небольшой сумме счета. Если за саму услугу заплачено немало, то и процент чаевых сокращается, поясняет вице-президент Ассоциации ресторанно-гастрономических обозревателей, ресторанный критик Дмитрий Алексеев.

АЛЕКСЕЕВ: Если это дорогой ресторан, и вы посидели на €1000 – 1500 на двоих, то, конечно, 10-15% – это очень много. Несоразмерно. То есть даже при счете в €1000 надо оставить до €100.

Самые большие чаевые – в США: оставить до 20% от счета считается нормой. В некоторых кафе и ресторанах принято оставлять даже четвертую часть суммы. Чаевые меньше 10% для американцев – дурной тон. Более того, если вы «забыли» о добровольном пожертвовании, не удивляйтесь, когда официант громко и настойчиво попросит оплатить сервис сверх нормы. Персонал американских ресторанов имеет узаконенное право требовать от вас вознаграждение. И это при том, что в США чаевые уже включены в счет, говорит Дмитрий Алексеев.

АЛЕКСЕЕВ: Есть разные законы в разных штатах, но у них чаевые уже включены в счет. Обязанность гостя – заплатить за сервис в принудительном порядке. Хотя, наверное, это неправильно.

В принципе, продолжает Дмитрий Алексеев, своего рода благодарность, поощрение или мотивация в виде чаевых – это личное дело каждого клиента. Главное – чтобы он расплатился по счету, а то, что сверху – на его усмотрение.

АЛЕКСЕЕВ: По закону зарплата официанта уже включена в счет. Там есть наценка на персонал. Зарплата там небольшая, но он ее получает. Поэтому это ваша личная добрая воля. Если вы хотите поощрить – поощряете, если нет – значит нет.

И никто не вправе вас подталкивать к тому, чтоб вы доплачивали, поясняет Татьяна Николаева. Хотя в некоторых ресторанах это делают излишне откровенно.

НИКОЛАЕВА: Не более чем намек, но ни в коем случае это не должно быть навязчиво, не должно быть вымогательством. Когда официантки не уходят, глядя на вас, это недопустимо.

Такую картину, когда обслуживающий персонал явно намекает на вознаграждение, ведет себя свысока, а иногда даже учит посетителей, считая их скрягами, можно видеть в России и за рубежом. Могут подать недоваренное или остывшее блюдо или просто всем видом показывать, что клиент не понравился, говорит Дмитрий Алексеев. Часто туристы сталкиваются с этим в столице Франции.

АЛЕКСЕЕВ: В Париже, например, одни из самых хамских официантов: снобы, хамы.

Зато на юге Франции относятся к российским туристам благожелательно. Не исключено, что это связано с излишней щедростью отдыхающих в этих местах курортников. Кстати, как показывают опросы, чаще всего не скупятся на чаевые люди старшего возраста. Причем качество обслуживания для них не имеет значения. А вот молодые люди – 18 – 22 лет – редко оставляют чаевые. Более того, каждый пятый из них вообще никогда не делал этого. И это объяснимо, признает Татьяна Николаева.

НИКОЛАЕВА: Правила приличия чаще нарушают молодые. Им многое прощается. А люди в возрасте... Жизненный опыт не только приносит какие-то знания о жизни, но и шлифует воспитание. Конечно, люди в возрасте понимают, что чаевые – это хороший тон.

Есть ситуации, когда платить чаевые не стоит вообще. Когда вас отвратительно обслуживают. Причем в этом случае не надо бояться прослыть скрягой, нужно просто четко дать понять, что это для вас неприемлемо, советует Дмитрий Алексеев. Это – право гостя.

АЛЕКСЕЕВ: Если вы попадаете в такую ситуацию, когда вам некомфортно, если вы видите, что над вами издеваются, свысока на вас смотрят, задерживают блюдо, то чаевые не оставляйте!

Впрочем, есть еще причины, по которым оставлять чаевые не стоит. В некоторых странах вас могут просто не так понять, если вы оставите чаевые. Например, в Японии или Китае деньги свыше счета могут принять за оскорбление. Даже если вы оставили вознаграждение и ушли, не исключено, что за вами будут бежать, чтобы вернуть «забытое».

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация