Картинка

Авторские материалы Мистический мир Ибсена: «Пер Гюнт» в постановке Юрия Бутусова

10 сентября 2019, 10:39

Персоны

«Пер Гюнт» открыл новый сезон в театре Вахтангова. Знаковую пьесу Генриха Ибсена поставил знаменитый Юрий Бутусов. Раздвоение главного героя, огненная динамика, пронзительная музыка и черно-белое кино как важный элемент спектакля. Бутусов, как всегда, творит «живой театр» и открывает высокие смыслы и низкие истины. На премьере побывала корреспондент "Вестей FM" Анна Владимирова.

Он лих и пьян, красив и бесшабашен. Он соблазняет, не любя, и любит без прелюдий и соблазнов. Он то раненый зверь в теле стройного юноши в светлых одеждах, то животное в мрачных лохмотьях – ненасытное и брутальное. В спектакле параллельно существуют два Пер Гюнта. И именно это, по замыслу режиссера, должно помочь зрителю лучше понять героя. Рассказывает Юрий Бутусов.

БУТУСОВ: Человек – это не плоское какое-то существо. В нем есть разное, и их (Пер Гюнтов) могло бы быть и больше. Бывали спектакли, где их было три, а то и в каждой картине мог появиться другой человек. Потому что он настолько многолик, настолько это большой человек. Чтобы это подчеркнуть, мне было необходимо иметь двух таких персонажей. Это не связано, конечно, с возрастом, это связано со свойствами этого человека.

Пер Гюнт был бы богатым наследником, если бы его отец не прогулял все свое состояние. Не желая жить «на бобах», парень уводит из-под венца чужую невесту Ингрид. У девушки – роскошное приданное, к тому же она до слез влюблена в симпатичного Гюнта. Однако сердце свое он отдаст другой красавице – Сольвейг, которую встретит там же – на свадьбе. Пер Гюнт совращает женщин играючи – и ласкает, и ранит их с одинаковой страстью и легкостью. Картину чистой любви он пишет на грязном холсте ядовитыми красками. И в этом – одна из сотен идей мистической пьесы, говорит исполнитель роли Павел Попов.

ПОПОВ: Это – некая библия, это философия: что значит быть сами собой, можно ли быть самим собой, нельзя ли, что это вообще такое. Я стараюсь задавать вопросы через этот спектакль, ответа я не знаю.

Созвучие Ибсена с Достоевским обнаруживает другой исполнитель роли – Сергей Волков.

ВОЛКОВ: Мне кажется, что это какая-то радость такой карамазовской вседозволенности и витальности, но при этом несовместимости этой энергии с чем-то прекрасным, с какой-то красотой, до которой хочется дотянуться. Вот в этом разрыве что-то и происходит.

Важная женщина в жизни Пер Гюнта – мать – становится дня него врагом, оставаясь единственным другом. Между собой они близки до обжигающей ненависти. Оба погружаются в трясину собственных пороков. Но если сына это только веселит, то мать готова трижды утонуть, лишь бы осушить его болото. Говорит исполнительница роли Евгения Крегжде:

КРЕГЖДЕ: Это – великая, тотальная боль, когда она понимает, что сын становится не тем, кем ожидала, что его жизнь обречена на очень сложные испытания, потому что он нечестен в каких-то моментах. И она понимает, что в этом есть и ее вина, есть боль. Она очень острая, неординарная, с резкими проявлениями негодования. Они на самом деле очень похожи, поэтому и не могут говорить друг с другом.

Музыка – "почтенный житель" в парадоксальном мире «Пер Гюнта». Персонажи кричат о боли, радости и презрении в джазовом соло и предаются любви под дикие ритмы. Бутусов обставил зеркалами вселенную Ибсена. А чтобы создать параллельную ей реальность – развесил экраны, на которых герои играют себя в черно-белом кино.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация