Авторские материалы Повышение цен – повод для расследования: ФАС проверит поставщиков и ретейлеров
Персоны
Поставщики и продавцы продовольствия продолжают поднимать цены. Большинство продуктов массового спроса подорожали на несколько рублей – относительно, почти незаметно, но в процентах это значение составляет 30, 40, а то и 50. Имбирь и лимоны внезапно побили все рекорды – чуть ли не десятикратная прибавка в течение недели. Объяснений у игроков рынка достаточно: и изменение курса рубля, и повышенный спрос покупателей, и проблемы с логистикой. Что из этого допустимо, а что станет предметом изучения антимонопольной службы, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Ценовую динамику последнего времени прекрасно иллюстрирует пример сахара: килограмм в середине марта стоил 25 – 27 рублей в гипермаркетах столицы, сейчас – 33 – 38 рублей. Номиналом прибавилось вроде бы немного. В процентах – на треть. И применительно к каждой покупке из стандартного набора такой рост выглядит внушительно и порождает массу жалоб покупателей. Ежедневный мониторинг цен в сетевых супермаркетах и отдельных магазинах ФАС начала еще в конце марта. Распорядился об этом глава службы Игорь Артемьев.
Был определен и перечень товаров, предназначенных для контроля. Это мясо, рыба, крупы, масло, молоко, сахар, некоторые овощи и фрукты. Все они указаны в разделе «Новости» от 23 марта на портале ФАС. Всего – 26 наименований товарных групп.
Но основной скачок произошел в начале апреля. И лидерами роста стали не привычные продукты, а имбирь, лимон и отчасти кофе. Имбирь подорожал десятикратно, лимоны – в 5 – 7 раз, кофе прибавил до половины цены.
Продавцы сослались на поставщиков. Поставщики сослались на курсы валют. Да, за месяц рубль «похудел» к доллару и евро на 20%. И так же подорожал импорт. К тому же проблемы с вирусом есть во многих странах. Санитарный контроль, логистика – в общем, для продуктов, которые в России не растут и не производятся, рост цен в принципе объективен. Желание антимонопольщиков изучить процентную шкалу этого роста объективно не менее. Притом еще больше вопросов у проверяющих – к ценам товаров, сделанных в нашей стране.
Портал ведомства приводит слова заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского: «С учетом того, что в целом в стране – профицит зерна и муки, других продовольственных товаров на складах также достаточно, любое отклонение цены на продукты в сторону ее повышения – повод для расследования».
И уже нескольким персонам были выписаны официальные предостережения от ФАС. Нарушителями оказались исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров Дмитрий Востриков и вице-президент Российского топливного союза Юрий Матвейко, которые вслух говорили о предстоящем повышении цен. Еще одна цитата по этому поводу от господина Цариковского содержит термины военного времени: «Такие заявления в сегодняшних сложных экономических условиях равны призыву к экономической диверсии и являются преступлением против потребителей. Там, где объективных причин для повышения не было и есть признаки ценовых сговоров, будут возбуждены антимонопольные дела о картелях».
Объявленная кампания по контролю, по идее, должна иметь в результате громкие разбирательства с нарушителями. Вплоть до крупных штрафов или даже временного закрытия компаний. Иначе рядовые покупатели подумают, что надзорная инстанция никак не реагирует на "ценовой шторм". Торговля же на таком фоне будет задирать прейскурант еще выше.
Однако все же, в отличие от многих предыдущих расследований сезонных скачков цен, нынешнее явно одними лишь громкими словами не обойдется. И это уже почувствовали бизнесмены. Так, в компании Х5 Retail Group сегодня заявили: ими от поставщиков получены уведомления о повышении цен на большинство товаров. Например, закупка оптовых партий мясных консервов и макарон обойдется теперь на 15% дороже, риса и подсолнечного масла – на 50%. Тем самым сеть откровенно намекает, что если проверяющие от ФАС увидят в ее супермаркетах новые ценники, они должны понимать, откуда конкретно у этих ценников ноги растут.
У ФАС между тем появилась еще одна забота, и появилась она вместе с подзабытым уже словом «спекуляция». Этим, а именно перепродажей на интернет-порталах товаров, специально для этого приобретенных в розничных супермаркетах, стали заниматься многие индивидуальные предприниматели. И антимонопольщики признают: поскольку такие спекулянты-частники никакой значимой доли на рынке не занимают, то и никакие меры к ним, увы, неприменимы.