Картинка

Авторские материалы Код на «байке»: зачем нужна веломаркировка

1 мая 2020, 00:47

Персоны

В России могут ввести обязательную маркировку для велосипедов. Специальный электронный код будут крепить на раму. Эксперимент по маркировке двухколесных педальных транспортных средств заканчивается в мае. В пилотном проекте добровольно участвуют около 800 компаний. С момента старта эксперимента компании промаркировали более 55 000 велосипедов. Как проверить электронную метку и для чего она нужна, разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Гололобов.

К шубам, обуви, сигаретам и лекарствам скоро могут добавить новый вид товаров, которым необходима маркировка. Это велосипеды. DataMatrix-коды будут размещать на подседельной трубе, рассказал руководитель товарной группы «Велосипеды» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Кирилл Волков.

ВОЛКОВ: DataMatrix-код – это, соответственно, формат двумерного штрихового кода, аналог QR-кода, но с большей степенью считываемости при повреждении. Соответственно, повреждения могут достигать 30%, и он всё равно будет считываться. Соответственно, эта информация – численно-буквенная и спецсимвольная последовательность, которая зашифровывается в виде квадратика черно-белого или иного контрастного.

Код позволит потребителям, а также контролирующим органам узнать всю информацию о происхождении велосипеда. Достаточно скачать в смартфон специальное приложение и стандартным образом просканировать код фотокамерой, отметил Кирилл Волков.

ВОЛКОВ: Маркировка позволяет прослеживать товар с момента его "рождения" на территории страны, на территории РФ, то есть при импорте, при производстве, при сборке. И, соответственно, она позволяет прослеживать путь каждой конкретной единицы товара до момента его выбытия. Весь "жизненный цикл" товара, весь путь его, всю судьбу его с момента возникновения на территории РФ можно будет проследить по данному коду.

Зачем нужен DataMatrix-код? В том числе чтобы вывести велосипедный рынок "из тени". То есть уменьшить количество контрафакта и дать возможность нормально работать законопослушным торговцам и производителям, пояснил в соцсетях велосипедный блогер Макс Морелли.

МОРЕЛЛИ: То есть такой огромный пласт теневого велосипедного бизнеса, почти как мафия. Чуваки просто съездили в Китай, заказали себе контейнер "байков", как-то привезли их в Россию и давай их здесь "толкать" на Avito по бросовой цене. И тем самым они начинают "шатать" производителей и поставщиков, а также мелкий бизнес, средний бизнес, который занимается велосипедами и который пытается развиться и как-то конкурировать.

Приведение рынка в цивилизованный вид, в том числе с помощью кодов, на руку не только официальной торговле, но и потребителям. Ведь максимально заниженная цена, по которой продают велоконтрафакт, может выйти в итоге боком, уверен Макс Морелли.

МОРЕЛЛИ: Если у вас какая-то проблема с новым велосипедом, магазин старается всегда максимально красиво, быстро и качественно её решить. Чтобы вы пришли обратно в магазин и купили именно здесь, а не у конкурента. То есть появляется нормальная, здоровая конкуренция. В случае демпинга здоровой конкуренции не будет. Вы купите велосипед, пусть даже дешевле, у вас что-то на нем отвалится, вы придете возмущаться, а вас просто пошлют. А зачем им париться, если они уже "спустили" велик, если сейчас еще стоит толпа из 30 людей, которые хотят купить этот "байк" подешевле? И по фигу, что он там с каким-то браком. Вы будете с этим разбираться сами.

DataMatrix-коды помогут и в борьбе с воровством велосипедов. «Пробил» маркировку и понял, что "байк" – в угоне. Только вот ворам от этого ни холодно ни жарко. Они просто сорвут код и всё, констатирует вице-президент Велотранспортного союза Станислав Худатов.

ХУДАТОВ: Вот именно, у меня любой гастарбайтер купит его за 3 000. Вот стоит он 15 000, а я ему за 3 000 отдам. И дальше – ищи-свищи. Я думаю, это не то совершенно.

Если бы за езду на велосипеде без кода как-то наказывали, тогда – да, их покупатели сто раз бы подумали, приобретать такие аппараты или нет. А так особого стимула нет. Ну, кто будет на дороге проверять велосипедиста? ГАИ? Им есть чем заняться и без велосипедов. Хотя в будущем некую ответственность за езду на велосипедах без маркировки ввести могут, полагает Кирилл Волков.

ВОЛКОВ: Для тех, кто хочет знать, что товар у продавца появился легальным путем, будет механизм проверки. Для тех, кто в принципе не заинтересован в этом и хочет купить товар дешевле, ну, соответственно, наличие такого кода будет неинтересно. Будет ли дополнительное регулирование, сказать не могу. Но такие сервисы, опять же, возможно создать. Для тех, кому это интересно, они будут созданы.

Что касается будущих цен на маркированные велосипеды, тема – актуальная. Люди боятся резкого подорожания. Но если брать категории товаров, которые уже получили коды – те же самые шубы и обувь, то какого-либо ценового взлета никто не заметил. Эксперты надеются, что точно так же будет и с маркированными велосипедами.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация