Картинка

Авторские материалы Признаки мошенничества: как распознать «чистильщиков» банковских карт

11 декабря 2020, 14:00

Персоны

Мошенники умнеют и наглеют. Новые технологии, которые едва начинают использовать банки, тут же принимаются на вооружение аферистами, чтобы извлекать деньги из доверчивых жертв. Один из свежих примеров – виртуальные банковские карты, которые на деле – самые настоящие. И все переводы на них тут же отправляются "на сторону". Операторы криминальных телефонных линий делают подобные предложения от имени банков (и на экранах телефонов действительно высвечиваются настоящие банковские номера), а порой – и от имени спецслужб. Абонента завлекают возможностью стать ключевым звеном в разоблачении опасных преступников. Финал предсказуем: преступники делят его деньги. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.

Новое мошенничество построено на базе свежих финансовых продуктов. Не так давно банки начали предлагать виртуальные карты дебетовые и кредитные. Удобно: она всегда в телефоне, ею можно рассчитываться в магазине и в Интернете, да еще и платить за обслуживание не нужно.

Мошенники недолго думали, как с помощью таких карт выкачивать деньги своих жертв. Они берут реальную пластиковую карту, выходят на случайного человека и настойчиво рекомендуют ему такую карту якобы от банка принять. Для убедительности могут и процентную ставку на остаток чуть ли не в 10% годовых насочинять. Конечно, отказаться трудно, и можно не заметить, что карту-то предлагают завести не в онлайн-приложении банка, где все ее реквизиты видны, а в электронном кошельке, куда надо вписать только лишь несколько разрядов цифр.

Ожидаемое удовольствие от бонусов испаряется при первом же пополнении все деньги уходят на ту реальную карту мошенников. Едва им поступает сигнал об этом, карта тут же опустошается ищи-свищи потом. "Как вы могли на это клюнуть?" – вопрос от полицейских часто находит такой ответ у жертвы: "А их номер-то на телефоне высветился как банковский". Это важнейший элемент психологической ловушки, которую мошенники выстраивают с помощью технических приспособлений, говорит руководитель аналитического центра компании Zecurion Владимир Ульянов.

УЛЬЯНОВ: Мы вынуждены признать, что техническое оснащение киберпреступников достаточно высокое. Поэтому пытаться как-то найти противодействие каждой из таких угроз бывает довольно проблематичным. Тут, скорее, я бы рекомендовал в целом использовать такой скептический подход к любым входящим коммуникациям, будь то по электронной почте, звонки по телефону с использованием методов социальной инженерии. Потому что сейчас звонки из, так сказать, «банков», «служб поддержки» и так далее – 95, наверное, процентов или даже больше это именно мошенники.

"Презумпция мошенников", если так можно выразиться, должна быть при каждом телефонном разговоре насчет ваших денег с кем бы то ни было. Ведь звонки эти, если они по-настоящему поступают из банка, касаются, как правило, только услуг. Менеджеры могут предлагать выгодные депозиты или, что бывает куда чаще, рекламируют уже одобренный кредит. Но для этого нужно в онлайн-приложении либо открыть вклад, либо согласиться на получение кредита и зачислить его на собственный же счет. Есть, впрочем, и еще один повод, по которому могут позвонить из банка, отмечает начальник управления противодействия мошенничеству в сфере информационной безопасности «Газпромбанка» Николай Пятиизбянцев.

ПЯТИИЗБЯНЦЕВ: Согласно 161 Федеральному закону "О национальной платёжной системе", банки обязаны выявлять операции, имеющие признаки «совершенных без согласия клиента», и приостанавливать и саму операцию, и средства, с помощью которых она совершается: это интернет-банк, мобильный банк либо платёжная карта. И связываться с клиентом, уточняя у него легитимность данной операции, что банки, в общем-то, и делают.

Человек подтвердил операцию – банк ее проводит. Не подтвердил банк останавливает окончательно. Деньги остаются на месте. Карта блокируется. Разговор окончен. Клиент должен идти в офис и писать заявление на разблокировку.

И как раз под видом таких защитных действий и промышляют телефонные злодеи. Но настоящие банковские специалисты, по какой бы теме они ни общались с клиентом, никогда не будут интересоваться следующими вещами, подчеркивает Николай Пятиизбянцев.

ПЯТИИЗБЯНЦЕВ: Банки никогда не будут просить какие-то одноразовые коды, пароли, так называемые CVV2, CVC2 – это код проверки карты, который на обороте нанесён, и ещё какую-то конфиденциальную информацию. Но самое важное – банк никогда не скажет: «Мы рекомендуем вам перевести деньги на какой-то резервный счёт, на какой-то счёт безопасности, чтобы сохранить ваши деньги, их надо срочно снять и положить куда-то там». Это – признак, который на 100% указывает, что с вами разговаривают мошенники.

Но не под личиной банков единых, как стало известно, орудуют мошенники. По сообщению издания «МК», недавно одной москвичке позвонили из ФСБ и попросили оказать помощь в одной секретной операции. Ей нужно было оформить кредит на немалую сумму (причем, как сказал собеседник, проценты взиматься не будут) и положить наличные в одну из банковских ячеек. А когда преступники придут деньги забирать, вот тут-то спецназ их и накроет с поличным. Женщина взяла полтора миллиона рублей и сделала почти все по инструкции. Буквально на последнем шаг ее остановили знакомые юристы. Причина такого поведения проста: женщина проверила номер, с которого ей звонили, и он действительно принадлежал ФСБ. То есть мошенники могут использовать электронные симуляторы, которые могут замаскировать входящий звонок номером не только банка, но и силовых структур, органов здравоохранения и социальной защиты. Последние две структуры используются для обмана пожилых людей, говорит Владимир Ульянов.

УЛЬЯНОВ: С технической стороны изменить, подменить номер, сделать его похожим на настоящий номер банка или какой-то организации или даже точно такой же, не представляется сложным, поэтому они этим пользуются для повышения уровня доверия своим звонкам.

Надежный рецепт в этом случае один: симулятор, подключенный к телефону афериста, покажет собеседнику любой номер по желанию, но не приведет снова к этому аферисту, если человек наберет увиденный им номер. Потому, если возникает малейшее сомнение, нужно завершить диалог и перезвонить самому. Чтобы спокойно выяснить, чем на самом деле вызван интерес в банке или иной организации.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация