Авторские материалы Доступный перелёт с комфортом: в России появятся новые лоукостеры
Персоны
В России могут появиться новые лоукостеры. Росавиация работает над созданием удобного и недорогого авиасообщения между российскими регионами. Для этого авиакомпании попросили подготовить свои предложения по организации низкотарифных перевозок. Какие сейчас условия и требования у наших лоукостеров, чем они отличаются от западных и в каких случаях "воздушная маршрутка" действительно выгоднее крупного авиаперевозчика, выясняла корреспондент «Вестей ФМ» Екатерина Косинец.
Лоукостер – это выгодно: к примеру, бюджетный билет из Москвы в Екатеринбург обойдётся в 1 300 рублей вместо 28 000 у крупного авиаперевозчика. Но если хотим лететь с вещами и в комфорте, начинаем добавлять платные услуги: багаж, возможность возврата билета, страховка, выбор места – и цена вырастает до 6 000 рублей. А в высокий туристический сезон она может достигать и даже превышать стоимость полного билета комфорт-класса.
Продавая билеты по сниженному тарифу, компания начинает экономить на всём и потому предлагает множество дополнительных платных опций. А если они пассажиру не нужны, перевозчик сам создаёт некомфортные ситуации.
Например, выбор места: если вы покупаете несколько билетов, то по умолчанию система рассадит вас в разные концы лайнера. Если летите в одиночку, то место будет самое неудобное – у прохода. Хотите сесть у окна – придётся заплатить 300 рублей. Чтобы воссоединиться с попутчиками – заплатить вдвое, а где-то и впятеро больше.
Представления о допустимой норме багажа у перевозчиков – разные. На выбор предлагается 2 варианта провоза клади в салоне: или неограниченное количество вещей любой формы и веса (главное, чтобы в сумме они вписывались в габариты 36*30*27), либо 1 место до 10 килограммов с теми же объёмами плюс вещи из списка. В него входят: букет цветов, дамская сумочка или рюкзачок, лекарства и детское питание, костюм в портпледе, детская люлька, костыли или трость, складное кресло-коляска, ноутбук без чехла и домашнее животное в контейнере.
Еда на борту – только за деньги. Но один отечественный лоукостер несколько лет назад пошёл ещё дальше – запретил жевать жвачку в самолёте. Как объяснили в компании, удаление одной "резинки" обходится компании в сумму около 100 тысяч рублей. Кроме потраченных химических средств, на это уходит и драгоценное время. Затянувшаяся уборка может обернуться дополнительными расходами.
Самолёты должны как можно больше находится в воздухе. Платить за стоянку на перроне аэропорта слишком дорого. Поэтому между рейсами у бюджетной компании зазор всегда минимальный – только высадка пассажиров, уборка салона – и снова на взлёт. По этой же причине базируются такие перевозчики в основном в самых отдалённых некрупных аэропортах. Часто экономят даже на автобусах: на поле пассажиры должны выходить самостоятельно.
Все эти неудобства и дополнительные траты раздражают и нередко приводят к скандалам. Британский блогер Джошуа Леви протестировал несколько российских лоукостеров. По его словам, даже перевозчики с самыми строгими ограничениями всё равно выигрывают перед европейскими дискаунтерами. Леви говорит, что в России хоть и приходится платить за дополнительные услуги, но это всегда известно заранее. Скрытые платежи в европейских бюджетных авиаперевозках – это норма.
ЛЕВИ: Вам нужно платить только один раз. Всё там онлайн уже написано. Лоукостер в Евросоюзе – это очень-очень-очень сложно понять – что вообще бесплатно, что платно. Они это пишут очень-очень маленькими буквами.
Европейские лоукостеры существуют дольше отечественных. И многие из них проявляют куда больше изобретательности, придумывая, за что бы ещё взять с пассажиров деньги. Ирландский Ryanair, например, обязал доплачивать не только за багаж, но и за детей на борту. Представители компании даже анонсировали намерения сделать туалеты в самолёте платными. Идею не реализовали, но резонанс вызвали нешуточный.
Приравняла детей к багажу и венгерская авиакомпания Wizzair. Она взимает сбор (27 евро) даже за провоз младенцев и детей до 2 лет на коленях у взрослого. Правда, в таком случае пассажиру дают дополнительное багажное место.
Многие зарубежные авиаперевозчики обязывают пассажира покупать не только еду, но и, к примеру, наушники. Или сдают в аренду планшеты, вместо того чтобы оборудовать экранами спинки кресел. А если они всё-таки есть, приходится платить за просмотр фильма.
К плюсам лоукостеров можно было бы отнести то, что парк самолётов у таких компаний обычно – довольно молодой. Новые самолёты дешевле в обслуживании. И на первый взгляд кажется, что лететь на новой машине намного безопаснее, чем на лайнере с "пробегом". Однако это – заблуждение, поясняет заслуженный пилот РФ, член комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения Юрий Сытник. По его словам, безопасность зависит от конструкции модели самолёта, а не от возраста самого борта.
СЫТНИК: В авиации нет такого понятия – новый или старый самолёт. Есть понятие «исправный» самолёт и «неисправный». Ведь и последние Boeing 737, которые падали, они ведь новые были абсолютно. Но там была ошибка с центровкой, ошибка с этими двигателями тяжёлыми, которые чуть вперёд вынесли. Они более экономичные. Но дело в том, что управление стабилизатором было неправильно рассчитано, и самолёт входил в самопроизвольное, без вмешательства экипажа, пике, и потом не хватало рулей, чтобы его вывести.
Это не значит, что все новые лайнеры – потенциальные убийцы. Безопасны именно модели, хорошо себя зарекомендовавшие. А возраст машины не имеет большого значения. Эксперты говорят, что самолёты могут летать и по 40 – 50 лет без существенных поломок.
Сейчас Росавиация намерена собрать и проанализировать весь имеющийся опыт бюджетных авиаперевозок, чтобы найти, наконец, баланс между доступностью перелёта и адекватностью требований перевозчика. Чтобы по доступным ценам пассажирам предлагали перелёты не в спартанских условиях, а хотя бы с минимальным комфортом.