Авторские материалы "Лишние" предметы: ОБЖ, астрономию и технологию школьники попросили "на выход"
Персоны
Российские школьники выступили за исключение ОБЖ, астрономии и технологии (введённый взамен труда предмет) из учебной программы, показал опрос, проведенный Институтом прогрессивного образования. До 70% старшеклассников признались, что не хотели бы видеть их в своем расписании. Почему эти не самые сложные предметы не нравятся детям – узнала корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Самые "бесполезные", "неоднозначные" и "непонятные" – таково отношение многих школьников к предметам, на первый взгляд, интересным и захватывающим. "На выход" попросили не физику, не химию, не математику и не русский язык с литературой, а предметы что называется "второго ряда".
В чем причина такого отношения учеников? Их несколько. Одна из главных – плохое преподавание. Зачастую по остаточному принципу. В большинстве учебных заведений, например, ОБЖ – это дополнительная нагрузка для учителей физкультуры, рисования, а то и вовсе сотрудников администрации школы, говорит учитель истории, а в прошлом преподаватель ОБЖ нижегородской школы Дмитрий Казаков. Отсюда – результат.
КАЗАКОВ: Естественно, учителя относятся к этому предмету как к подработке. Соответственно, качество преподавания может падать. Такие примеры в моей практике были. Учитель просто в дополнение к своему предмету вел ОБЖ. Естественно, не относился к предмету с должным вниманием. Плюс содержание учебников: в них есть такие темы, которые, может быть, стоит пересмотреть. Очень много тем, посвященных ЧС, хотя в жизни они не так часто происходят. Может быть, есть смысл пересмотреть содержание в пользу конкретных угроз, с которыми учащиеся сталкиваются в жизни.
Примерно такая же ситуация – с астрономией. Предмет относительно молодой, узконаправленный, хотя и интересный. Но не всем. Этот предмет много раз убирали из программы, делали частью физики и снова возвращали. В последний раз – в 2016 году. Сейчас его можно преподавать факультативно, говорит председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко.
ТКАЧЕНКО: Не думаю, что сейчас вообще астрономия может быть детям интересна. Это нужно иметь такой личный мотив изучать звезды. И когда он у тебя есть, ты будешь изучать их за рамками школьного предмета.
Допустим. Но почему 60% учеников ополчились на технологию (старый добрый труд)? Казалось бы, предмет необходимый, трудовые навыки – это важный элемент образования. Но пока это не оценено. Во всяком случае у нас. Хотя за рубежом, наоборот, с конца 90-х это стали активно внедрять, рассказывает директор столичного Центра образования №548 Ефим Рачевский.
РАЧЕВСКИЙ: Я был удивлен однажды, попав в элитную английскую школу, смотрю, а у них там ввели и деревообработку, и металлообработку. Сейчас появилась программа STEM – это естествознание, технологии, математика.
"Неинтересно", "неактуально", "нерационально" – значит долой. Современные дети легко отказываются от того, что, на их взгляд, им сегодня не нужно, говорит директор Санкт-Петербургского лицея 369, председатель Ассоциации молодых педагогов России Константин Тхостов. Запрос сейчас на другое.
ТХОСТОВ: Например, функциональная грамотность, финансовая грамотность – это действительно те предметы, которые входят в круг интересов современных школьников. Все остальное вполне может быть изучено дистанционно, не загружая ребят в период их школьной жизни.
Выбор старшеклассников прост и лежит на поверхности. Они идут от главной цели – ЕГЭ. Математика, физика, обществознание, русский язык – это обязательные предметы, которые в большинстве вузов – в перечне для поступления. Вот потому и не приходит никому в голов от них отказываться в школе, считает Ефим Рачевский.
РАЧЕВСКИЙ: Те предметы, которые в школах более-менее хорошо преподаются, школьники оставили. Еще один существенный фактор влияния на выбор – это то, что детей готовят не к жизни, а к сдаче ЕГЭ. ЕГЭ по технологии, астрономии и ОБЖ, увы, нет. Вот и все. Результаты этого опроса показали реальную картинку того, что в школах происходит.
Кстати, часть школьников не прочь расстаться с краеведением, а также музыкой и ИЗО. А это уже целый пласт знаний. И, что характерно, родители их в большинстве случаев поддерживают, объясняя: это – дополнительная нагрузка, к которой не готовы современные дети. Эксперты видят выход в одном: изменение учебных программ и, возможно, выведение преподавания некоторых предметов, названных "лишними", в разряд факультативных и дополнительных.