Авторские материалы Идеально отредактированное тело: норвежских блогеров обяжут раскрывать всю правду о своих снимках
Персоны
В Норвегии готовятся принять закон, который запретит размещать отретушированные фотографии людей в соцсетях без специальной маркировки. То есть рекламные объявления и посты известных блогеров, чьи снимки были отредактированы, должны будут сопровождаться объяснением: это – фотошоп. Зачем такой закон Норвегии, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Елена Балаева.
Абсолютно все исследования влияния изображений в соцсетях на молодёжь в мире и в Норвегии в частности показывают: подростки и даже люди старшего поколения разучились отделять правду от лжи и верят в абсолютно идеальные тела и лица моделей и "инфлюенсеров" – так называют блогеров, кто оказывающих влияние на своих подписчиков в соцсетях, фактически формируая общественное мнение. Хотя, как известно, людей без прыщей и морщин не существует, и каждое фото, размещённое в соцсетях, будь то открытая реклама или пост "инфлюенсера", у которого тысячи или миллионы подписчиков, прошло через фотошоп, чтобы выглядеть привлекательно и подтолкнуть пользователя к тому, чтобы он "кликнул", посмотрел и купил, причём неважно что.
Как побочный эффект такого напора рекламщиков – неуверенность пользователей, в первую очередь молодежи, в собственной красоте и привлекательности. Во Франции еще в 2017 году было объявлено о принятии закона, который запретил рекламщикам публиковать отретушированные фото моделей без указания, что вся эта красота и идеальность – результат применения фотошопа.
Теперь пришёл черёд Норвегии. Объявлено, что с лета 2022 года все рекламные посты в соцсетях должны будут сопровождаться такой же надписью. Причём затронет этот закон все популярные на Западе площадки: Instagram, Facebook, Snapchat, TikTok и Twitter.
Если блогер откорректировал снимок, а именно – изменил пропорции тела или лица, улучшил его вид, наложив фильтр или "маску", то размещать его в интернет-пространстве он будет обязан с пометкой о редактировании. Очевидно, что закон будет распространяться в первую очередь на рекламу, которая идёт в норвежском сегменте соцсетей, или на пользователей, которые живут в Норвегии, но пишут на английском. Пока непонятно, что законодатели собираются делать с блогерами-норвежцами, которые живут за границей и пишут по-английски, но для норвежской аудитории. Но, видимо, их так мало, что в новом законе они даже не учитываются.
Самое интересное, что нововведение поддерживанию и сами "инфлюенсеры". Например, они говорят, что им самим станет легче жить, потому что они уже чувствуют свою болезненную зависимость от фотошопа. Некоторые признаются, что боятся случайно встретиться со своими подписчиками в реальной жизни и разочаровать их своими морщинками, складками на теле и прыщиками.
А вот психологи, наоборот, не в восторге от нового закона. Они говорят, что подобные решения – это как клеить маленький пластырь на огромную рану. Во-первых, фото с надписью "отредактировано фотошопом" наберут больше "кликов" – пользователи будут их ещё внимательнее рассматривать. Во-вторых, часть моделей и блогеров, желающих выглядеть идеально, начнёт пользоваться не фотошопом, а услугами пластических хирургов. Гонку за недостижимой красотой такими законами не остановить. Эксперты все больше и больше уверены в том, что ещё с младших классов школы детям надо вводить уроки "сетевой грамотности", где школьников будут учить тому, как отделять правду от лжи.