Авторские материалы Дорожные камеры настроят на отмену ошибочных штрафов
Персоны
Ошибочные штрафы с автоматических камер нужно автоматически отменять. В Генпрокуратуре приготовили поправки к нормативам для устройств фото- и видеофиксации нарушений. В частности, наказание должно быстро отменяться, если камера работала некорректно. В ведомстве провели проверку использования в регионах электронных устройств слежения за порядком на дорогах и пришли к выводу: очень часто камеры устанавливаются не там, где надо, и работают с ними не так, как положено. Подробнее – обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.
Требований к камерам – нет, правил размещения камер – нет. Но камеры – работают, и по их данным водителям выписываются штрафы. Так в принципе выглядит ситуация с устройствами фото- и видеофиксации нарушений на дорогах. Насколько все это законно, разбирается Генпрокуратура. В ведомстве пришли к выводу, что нужно разработать строгие нормы, которые будут регулировать как сами комплексы, так и условия их применения. И еще сделать так, чтобы отмена ошибочных штрафов была столь же быстрой и незаметной для водителя, как и их назначение до этого. То есть без долгих хождений по инстанциям и с заявлением прокурорских протестов.
Автомобильный обозреватель радиостанции "Вести ФМ" Игорь Моржаретто, комментируя эту инициативу, не постеснялся эпитета "революция", сравнивая, как борются с надуманными наказаниями водители сейчас.
МОРЖАРЕТТО: Это очень тяжелый опыт, потому что в этой ситуации любой вышестоящий орган, будь то ГИБДД, будь то даже суд, однозначно принимает сторону "сотрудника полиции", под которым эта камера имеется в виду. Потому что камеры, как и сотрудник полиции, "не могут ошибаться", а водитель – априори "нарушитель". Отменяют, но только в том случае, когда ошибки – явные: например, штраф пришёл на автомобиль, который вез в это время эвакуатор, или за тень от автомобиля. В общем, какие-то явные случаи – это единственное, что удается отменить.
В Генпрокуратуре в минувшем году проверяли использование камер в регионах. И выявили множество нарушений. Вот пара характерных примеров: в городе Волхове Ленинградской области неверно настроили комплекс – на ограничение скорости в 40 километров в час, хотя знак висел на 60. И за 10 дней штрафы получили более 3 тысяч водителей. После вмешательства прокуратуры незаконные постановления отменены.
По протестам прокурора Засвияжского района Ульяновска отменили почти полторы сотни штрафов. Их выписали по съемкам камер, установленных без знаков ограничения скоростного режима в зоне контроля.
Вот заявление официального представителя Генпрокуратуры Андрея Иванова.
ИВАНОВ: О состоянии законности в данной сфере проинформирован президент РФ, кроме того, Генпрокуратурой в правительство направлены предложения по нормативно-правовому регулированию вопросов расположения дорожных камер по согласованию с органами внутренних дел и публикации соответствующих сведений на официальных ресурсах в сети Интернет. А также по разработке внезаявительного порядка аннулирования постановлений об административных правонарушениях, вынесенных в период некорректной работы систем фото- и видеофиксации.
Сейчас отменить штраф из-за технических причин – несертифицированной камеры или ее неправильной установки – почти невозможно. Ведь водитель должен доказать, что камера "не такая" и висит "не там", в общем, не по закону. Но законов на сей счет нет, говорит участник рабочей группы Народного фронта "Защита прав автомобилистов" Григорий Шухман.
ШУХМАН: На данный момент у нас есть рекомендации Министерства транспорта, которые имеют добровольный характер, и имеющие, опять же, добровольный характер ГОСТы на комплексы фото- и видеофиксации. Каких-то обязательных к исполнению норм у нас нет.
При этом даже такие необязательные документы у загорающих вдоль трасс охранников передвижных комплексов на треногах водители проверить никак не могут, продолжает Григорий Шухман.
ШУХМАН: Что касается возможности посмотреть документы у тех операторов комплексов фото- и видеофиксации, которые дежурят на дорогах, то они не обязаны ничего показывать в принципе людям на дороге. Но водители могут задать этот вопрос в ГИБДД, потому что с недавних пор информация о размещении комплексов публикуется в Интернете, на официальных сайтах ГИБДД регионов.
Нарушения Генпрокуратура предписала устранить. Но это будет не так, как кажется – что все камеры отправят на слом. Избавятся лишь от тех, что не имеют документов. Если документы в порядке – камера должна работать. Ведь ее приобретали на бюджетные деньги именно для этих целей. Кстати, в сообщении ведомства есть такой абзац: "Прокурорские проверки показали, что в ряде регионов по-прежнему имеют место случаи, когда выделенные на эти цели средства используются чиновниками в целях личного обогащения, установлено наличие картельных сговоров, фактов дробления закупок и многое другое".
Впрочем, все эти разбирательства и происходят, собственно, потому, что с целями до сих пор нет ясности. И Генпрокуратура, очевидно, предлагает завершить долгую дискуссию о том, что есть камеры видеофиксации по своей сути – средство безопасности движения, неиссякаемый источник пополнения казны либо, как теперь известно, еще и неправедный заработок отдельных чиновников. Насколько жирной окажется точка, зависит уже от правительства и депутатов.