Русский след Чайковского любят все
Персоны
Популярная классика. Петр Чайковский – не только гениальный композитор, но и международный бренд. Почему его музыка вышла за пределы академического искусства, а имя – стало нарицательным? От симфоний Малера до "Игры в кальмара". От оперы до хард-рока. От рождественских традиций до Дня независимости США. Глобальный масштаб влияния Чайковского оцениваем в программе Валерии Лабузной "Русский след".
ЛАБУЗНАЯ: Здравствуйте, это Валерия Лабузная, программа "Русский след", в которой мы говорим о героях, произведениях и феноменах нашей культуры, чье влияние распространилось на весь мир. И сегодня в центре внимания фигура, масштаб которой невозможно переоценить, Петр Ильич Чайковский. Это не только самый известный русский композитор на планете, но и в хорошем смысле самый популярный. Музыка Чайковского давно перешагнула порог академического искусства и вошла в общий культурный код всего человечества. О том, как это произошло, нам рассказывает заведующий отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника Петра Чайковского в Клину, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Ада Айнбиндер.
Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских гениев, который получил международное признание и стал всемирной знаменитостью еще при жизни. Расскажите, пожалуйста, как это получилось.
АЙНБИНДЕР: В этом, наверное, секрет самой музыки, в ее универсальности, в ее исповедальности. Музыка Чайковского абсолютно автобиографична, он в каждой ноте своих произведений, он в каждом своем герое говорит о себе, ну и, пожалуй, о каждом. И поэтому это все рушит любые рамки, любые границы. И люди вне зависимости от их воспитания, от культуры, в которой они выросли, от языка, для них это становится близким.
ЛАБУЗНАЯ: Петр Ильич Чайковский работал едва ли не во всех музыкальных жанрах и привнес в сокровищницу мировой культуры свыше сотни произведений, среди которых 10 опер, 3 балета, 7 симфоний. Его творчество – это столь редкий пример популярной классики, когда по-настоящему высокое искусство оказывается доступно и понятно каждому. И даже не только понятно, а любимо. И именно об этом мечтал сам композитор. Чайковский признавался: "Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличилось число людей, любящих ее и находящих в ней утешение и подпору".
АЙНБИНДЕР: Музыка Чайковского практически с первых его композиторских шагов начала постепенно проникать за пределы тогдашней Российской империи и получать признание. Первый взлет Чайковского за пределами страны – это, конечно, премьера Первого фортепианного концерта, которая состоялась в Бостоне, и солировал выдающийся пианист того времени Ганс фон Бюлов. Следующим шагом, триумфом была Всемирная выставка в Париже, где этот же Первый фортепианный концерт сыграл Николай Григорьевич Рубинштейн. И это был действительно триумф и русской музыки, и русского искусства, и, конечно, самого Петра Ильича Чайковского, который, к слову сказать, сам не присутствовал при этом.
ЛАБУЗНАЯ: Известно, что пианист-виртуоз Николай Рубинштейн поначалу критически отнесся к Первому фортепианному концерту Чайковского. Композитора это оскорбило. … Однако несмотря на личные разногласия Чайковский отдавал должное исключительному мастерству Рубинштейна, одаренности его гения. А тот, вопреки собственным словам, за исполнение взялся...
Полностью слушайте в аудиоверсии!