Авторские материалы В Европе открыли охоту на внедорожники
Персоны
Европа продолжает борьбу с внедорожниками. Несмотря на то, что такие автомобили остаются самыми популярными у населения, под давлением экологов и активистов правительства вводят все новые и новые ограничения на их использование. Например, дополнительный налог, привязанный к весу автомобиля. На этой неделе экоактивисты, уже несколько лет выступающие за запрет внедорожников в городских районах, провели очередную акцию в ряде стран Европы: прокололи шины тысячам кроссоверов. Европейский корреспондент "Вестей ФМ" Регина Севостьянова – подробнее.
Валлония открыла фискальную охоту на внедорожники. С этого года франкоязычный регион Бельгии ввел в действие новый декрет об автомобильном налогообложении, который, помимо прочего, учитывает фактор веса машины. Единовременный регистрационный сбор и ежегодный транспортный налог отныне должен уплачиваться, исходя из "максимально разрешенной массы" автомобиля. Что предполагает общий вес транспортного средства с топливом, водителем, пассажирами и грузом. Очевидно, что сильнее всего новая фискальная мера ударит по карману владельцев внедорожников.
Вообще, система предполагает заботу об окружающей среде: внедорожники считаются неподходящими для городского пейзажа и городских дорог, поэтому охота на них ведется уже не первый год. Однако под повышение ставок, основанное на формуле, привязанной к максимально разрешенной массе, подпадут и "экологичные" модели. В цифрах это выглядит так. Например, для владельцев Volvo ХС90 регистрационный сбор будет повышен с 4957 евро до 9317, а ежегодный транспортный налог – с 446 евро до 3155.
Надо сказать, что Валлония совсем не первопроходец; в большей части страны – Фландрии – фискальная система, основанная на эконормах, действует уже давно. И постоянно ужесточается.
Например, с этого года фламандское правительство отменило специальные налоговые льготы на пикапы, используемые для профессиональных целей. До 2023 года занятые в строительном секторе, фермерстве и других профессиях, владельцы подобных тяжелых машин могли платить автоналог, аналогичный тому, какой "белые воротнички" платят на легковушки. Отныне эту возможность отменили.
В Евросоюзе нет единой фискальной системы для автовладельцев – собственные налоговые режимы существуют не только в каждой стране, но и в каждом регионе.
В Бельгии федеральное правительство передало этот вопрос в ведение регионов с 2020 года. Уже в ожидании этого момента в конце 2019 года Брюссель начал обсуждение вопроса о специальном налоге для внедорожников. По статистике в столичном регионе 4 из 10 проданных автомобилей относятся к этой категории. Но "они – слишком большие для города, они занимают много места, они слишком негативно сказываются на качестве воздуха и опасны как для пешеходов, так и для велосипедистов", – заявил по этому поводу профессор энергетики Университета Льежа Дамиен Эрнст.
Во Франции 2 года назад законодатели ввели дополнительный налог для первых владельцев внедорожников: после 1800 кг максимально разрешенной массы автомобиля необходимо уплатить 10 евро на каждый дополнительный килограмм. Допустим, для новенького BMW Х5 это означает 5450 евро дополнительного налога. В Пятой республике также существует дополнительный налог на вредные выбросы в атмосферу.
Ирландия анонсировала дополнительный налог на внедорожники год назад. Давление как на политиков, так и на производителей постоянно усиливается.
Группа экоактивистов Tyre Extinguishers заявила, что ночью прошлого понедельника проколола шины тысячам внедорожников по всей Европе, в том числе в Лондоне, Париже, Милане, Берлине. Активисты утверждают, что за последние годы испортили колеса 10 тысячам кроссоверов в 17 странах мира. Таким образом экоактивисты требуют "запрета на внедорожники в городских районах, введения сборов на загрязнение окружающей среды, а также масштабных инвестиций в бесплатный, доступный во всех регионах общественный транспорт".
Guardian пишет: внедорожники ответственны за 20% вредных выбросов в атмосферу, их высокое потребление топлива требует увеличенных закупок нефтепродуктов, в 2022 году на их долю пришлась треть (!) мирового увеличения спроса на нефть.
При этом закупки внедорожников резко выросли в последние годы, увеличившись с 20% новых автомобилей в 2012 году до 46% всех автомобилей в прошлом году, в том числе в Европе. И это – несмотря на снижение общего количества проданных новых транспортных средств. При этом лишь каждый шестой купленный кроссовер – на электрической тяге.