Картинка

Открытая школа История педагогического образования в России

5 августа 2023, 17:36

Персоны

Как и когда возникло педагогическое образование в России? У микрофона – Марат Сафаров. Гость – Михаил Гончаров, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вестей ФМ" программа "Открытая школа". В студии – Марат Сафаров. Мы продолжаем разговор об истории нашего российского образования. Кстати, благодарим наших постоянных слушателей за добрые отклики на первые программы, которые были посвящены и русской гимназии, и церковно-приходским школам, и, конечно, Ушинскому.

А сегодня мы поговорим о том, а как же готовили учителей в дореволюционной России. Конечно, скоро и современное педагогическое образование также обсудим, поскольку это касается каждого из нас. Но сегодня именно об истоках. Ведь все взаимосвязано и развивается во многом линейно. Вот об этом будем обо всем говорить и разбираться с нашим сегодняшним гостем – доктором педагогических наук, профессором Московского педагогического государственного университета Михаилом Гончаровым. Михаил Анатольевич, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ГОНЧАРОВ: Здравствуйте.

САФАРОВ: Михаил Анатольевич, начнем с азов. Когда в нашей стране начали целенаправленно готовить учителей и возникло педагогическое образование? Не просто случайный человек оказывался учителем учителей, а действительно это уже был профессионал.

ГОНЧАРОВ: Конечно, в том понимании, в котором мы понимаем слово "педагогическое образование", говорить о дореволюционной России невозможно. У нас готовили к профессии учителя, к учительской службе и к учительскому делу. Первое, конечно, упоминание о подготовке к учительской службе это было еще в Древней Руси. В воспоминаниях и пояснениях митрополичьих посланий были первые подкинуты идеи о подготовке специальных людей, которые несли бы слово божьей, а также знания из различных поучительных текстов русскому народу. Целенаправленно первая была попытка подготовки учителя – это было в XVIII веке, когда были организованы педагогические семинарии и учительские семинарии при Московском университете и Петербургском университете. Однако должного развития это не получило. И хотя были выпуски – примерно 150-200 человек, систематической подготовки к профессии учителя не производилось. Первые попытки создания систематизированной системы по подготовке учителя появились в начале XIX века, когда, во-первых, Александр Первый учредил специальное учреждение, которое управляло всеми учебными заведениями, это Министерство народного просвещения. И второе – когда была предпринята попытка создать стройную, логическую систему подготовки учителя. Это университет, гимназия. В университете готовили учителей для гимназии. Гимназии, там появились специальные педагогические отделения, готовили учителей для приходских школ и училищ.

САФАРОВ: То есть вот таким образом система уже стала складываться. Но ведь учебные заведения были очень разными, и были ведь и частные учебные заведения. Вообще статус учителя в XIX веке? Понятно, что век большой и разный, вторая половина, она сильно отличается от первой, но тем не менее, вот статус учителя? На что он мог претендовать? Мы знаем по художественной литературе, а вот я, готовясь к нашему эфиру, вдруг вспомнил картину знаменитую и очень трогательную "Устный счет", ее иногда полностью называют "Устный счет в народной школе Рачинского", это знаменитого в XIX веке художника Богданова-Бельского, 1985 год. Очень, повторюсь, трогательная. И кажется, что это вот такая вот народная, что ли, школа. А были ведь и гимназии. Вот как отличался статус учителя?

ГОНЧАРОВ: То, о чем вы говорите, это уже конец XIX века, это земство.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация