Авторские материалы Если пациент недоволен: как правильно предъявлять претензии врачам
Персоны
Если пациент недоволен лечением и обратился в суд, разрешить спор должна независимая медэкспертиза. Это разъяснил Верховный суд России, разбирая дело пациентки, которая сочла оказанные ей услуги некачественными, а цены на них – завышенными. В ответ на ее претензии к врачам и медучреждениям райсуд даже не удосужился назначить экспертизу. В каких случаях нужно жаловаться на результаты лечения и оспаривать цены на них? И как действовать, чтобы доказать ущерб здоровью и моральный вред, а также возместить это, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Полмиллиона рублей – столько заплатила жительница Приморья частной клинике за две операции. Женщина убеждена: больших затрат и жизненных сил ей бы не потребовалась, если бы первую операцию провели, как положено. Второе вмешательство, по ее мнению, потребовалось только потому, что врачи хотели исправить свои ошибки.
Издержки за это переложили на плечи пациентки. Около 170 000 рублей она заплатила за первое вмешательство, послеоперационное лечение стоило 89 000 рублей. И повторная операция – еще 237 291 рубль. "А почему ошибки врачей должна оплачивать я?" – задалась вопросом пациентка и отправилась за ответом в суд. Но местные суды не удосужились даже проверить, каковы были нарушения. Они, не исследуя детали, отказали женщине. На помощь пришел суд Верховный, который разъяснил всем нижестоящим судам: для установления истины в таких делах нужна экспертиза.
Юристы подтверждают: суды зачастую игнорируют это правило или требуют от пациентов приходить с результатами уже готовой экспертизы. Хотя суд, видя неразрешимость спора, должен сам инициировать проведение независимых исследований. Но добиться этого бывает для истца очень непросто, говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
ЖУЛЕВ: Для того, чтобы доказать, что была некачественная медпомощь, требуется поднимать все медицинские документы, сопоставлять лечение с клиническими рекомендациями и стандартами, но чаще всего самый сложный момент – это проведение экспертизы. Потому что врачи на конкретной территории, порой, знакомы друг с другом, зависимы и не хотят высказывать свое экспертное мнение.
Обязать провести объективную оценку состояния недовольного пациента и результатов его лечения может только суд. В каком случае и куда надо обращаться? Пациент должен реально оценивать ситуацию после оказания ему услуг. Личная неприязнь и эмоции не должны быть мотивом для обвинения докторов. Но если пациент объективно считает, что ему навредили, провели лечение некачественно либо не помогли, либо усугубили ситуацию, он должен об этом заявить, говорит Юрий Жулев.
ЖУЛЕВ: Надо осознать, не завышены ли были ожидания от лечения, но если пациент считает, что здесь был дефект, он может обратиться в Росздравнадзор, чтобы параллельно проводили проверку, ну, и подготавливать документы к подаче в суд. Если это – бесплатное медучреждение, я бы советовал обратиться в свою медицинскую страховую организацию. У них есть свои эксперты, они могут проводить свою экспертизу. Бесплатную.
Экспертизу может назначить и суд. Платная она будет или издержки возложат на стороны – зависит от исхода дела. Пациент может и сам предварительно обратиться для проведения экспертизы в уполномоченное для этого медучреждение, говорит Юрий Жулев.
ЖУЛЕВ: Если пациент хочет озаботиться заранее экспертным мнением, то чаще всего это, конечно, – платная функция. Стоимость не могу сказать, это рыночные отношения.
Цена, говорят эксперты, зависит от сложности исследований и их количества. Обычно в среднем это – десятки тысяч рублей, но иногда стоимость может доходить и до сотен тысяч рублей, что по карману далеко не каждому пациенту. Потому перед тем как написать заявление, стоит взвесить все за и против таких разбирательств, предупреждают юристы и напоминают, что пациент вправе заявить также требование о возмещении морального вреда. Как правило, суммы, которые называют истцы, судом сокращаются, но все зависит от обстоятельств дела, поясняет Юрий Жулев.
ЖУЛЕВ: Есть определенные методики оценки морального вреда, суд следует им. Разные ситуации. Бывает, когда врач просто нахамил, а бывает смерть близкого человека. Да еще и кормильца семьи. Возмещение тоже очень сильно отличается. Это могут быть и тысячи рублей, а могут быть и миллионы.
Перед тем как предъявить в суде претензии к медучреждению, юристы рекомендуют подготовить необходимые документы. Прежде всего, это договор на оказание услуг, квитанции об оплате (если были какие-то платные услуги), копии всех результатов анализов и исследований, проведенных как до, так и после лечения. Их, наряду со всеми справками и выписками, обязаны по закону предоставлять пациенту по первому его требованию. Также, говорят защитники прав пациентов, стоит запастись терпением и быть готовым не только к новым исследованиям и проведению экспертиз, но и к тому, что суд претензии может счесть несостоятельными, а клиника предъявить встречный иск.