Картинка

Авторские материалы Проверять контрольные поможет ИИ

13 февраля 2024, 15:34

Персоны

К проверке домашних работ учащихся в будущем может быть привлечен искусственный интеллект. Например, в Китае с помощью нейросетей педагоги уже стали проверять контрольные работы. В России автоматическую проверку домашних заданий планируется внедрить до 2030 года. Идею оценил корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.

Использовать ИИ в образовательном процессе в мире начали сравнительно недавно, но в Китае его уже привлекают для быстрой проверки контрольных работ школьников. Сама нейросеть представляет собой обычное мобильное приложение. Преподаватель запускает его, наводит смартфон с включенной камерой на бумажные записи, после чего ИИ всего за несколько секунд проверяет ошибки в тексте и выдает результат. Не отстают и учителя в Австрии, почти половина которых обращается за помощью к нейросети ChatGPT и считает, что ИИ полезен для поддержки процессов обучения.

Российские коллеги с этим согласны, но только отчасти. Действительно, как правило, больше всего времени у учителя отнимает проверка контрольных работ. Однако, по словам директора Управления образовательных программ НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Маргариты Бриткевич, ряд заданий ИИ проверять не сможет, ему можно поручить лишь техническую монотонную работу.

БРИТКЕВИЧ: Присутствие ИИ при проверке любых контрольно-измерительных процедур – я бы не стала исключать эту возможность. Вопрос в том, насколько качественно будет натренирован этот интеллект. Если говорить о тех видах заданий, которые требуют рассуждений и формулировок, здесь я, наверное, в последнюю очередь отдала бы это на проверку искусственному интеллекту.

Речь, конечно же, идет о проверке школьных сочинений, где учителю важно не просто поставить оценку, а увидеть, что понял или не понял учащийся. К тому же школьник может выразить свое мнение, основанное на способности абстрактно мыслить и фантазировать. А этому искусственный интеллект научить невозможно. По мнению председателя ассоциации молодых педагогов России, директора петербургского лицея Константина Тхостова, нейросети вполне можно использовать в будущем, но лишь как один из элементов проверки.

ТХОСТОВ: Надо пробовать, надо смотреть. Единственное, чтобы эта проба не была в ущерб интересам детей. Искусственный интеллект никогда не заменит человеческий, но при всем при этом – это хороший механизм для эффективного использования в определенных оценочных форматах. Если речь не идет о глубинных фундаментальных знаниях, которые необходимо оценивать с использованием традиционных форм.

Также, по мнению экспертов, важно, кто будет обучать искусственный интеллект и закладывать туда информацию. Если это – тексты из Интернета, то там зашкаливает неграмотность, и количество самых разнообразных ошибок велико. Однако если эта проблема будет решена, то в перспективе нейросети вполне могут предлагать подборки знаний в зависимости от индивидуальных особенностей каждого учащегося и, по словам главного научного сотрудника Центра финансово-экономических решений в образовании ВШЭ Ирины Абанкиной, стать своеобразным тренажером.

АБАНКИНА: Перспектива для проверки работ, для консультаций, для рекомендаций потом: где допущены ошибки, дефициты, что требует какого-то улучшения по этому направлению знаний.

В дальнейшем ряд экспертов предполагает появление т.н. нейропреподавателей, которые будут выполнять роли репетиторов или помощников в решении учебных задач. Традиционных учителей освободят от решения большого количества бюрократических задач, которыми сейчас загружены преподаватели в школах.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация