Интервью "Я скажу возмутительную вещь: торжество режиссуры уничтожило актерскую школу"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И время от времени, но достаточно регулярно говорим о ГИТИСе, о его истории. И я счастлив, что сегодня у меня есть возможность поговорить с великим режиссером, одним из, может быть, и единственным, кого сегодня знают во всем мире, русским режиссером. Это Анатолий Александрович Васильев – и режиссер, и при этом сегодня ведущий ассистентуру и стажировку, то есть программу для педагогов, и выпускник ГИТИСа тоже, что для нас большая честь. Анатолий Александрович, здравствуйте.
ВАСИЛЬЕВ: Здравствуйте, Григорий Анатольевич.
ЗАСЛАВСКИЙ: И первый вопрос именно потому, что вы пришли сегодня в педагогику (то есть, ну в педагогику вы пришли не сегодня и не вчера), а сейчас набрали программу, в том числе и в ГИТИСе, ассистентов-стажеров. То есть учите тех, кто будет потом учить актеров и режиссеров. Вот в тех уроках, которые сегодня вы ведете, вы где-то в голове, в подкорке, не в подкорке, в сознании держите те уроки, которые вы получали, когда учились в ГИТИСе?
ВАСИЛЬЕВ: Конечно, я опираюсь. Учитываю ли я? Да, но это мало сказать, я опираюсь на ту базовую школу, которой обладал ГИТИС на режиссерском факультете. И это была не только солидная, такая мощная базовая школа, но и блистательная базовая школа. И поскольку в образовании (да и, пожалуй, это относится и к искусству, к драматическому театру) для меня одно из преимуществ (можно сформулировать словами "контекст") находиться в контексте предыдущего и создавать контекст для будущего. Поэтому, конечно, я учитываю, опираюсь, следую. Несмотря на то, что сам я сразу же после окончания ГИТИСа много сделал для того, чтобы пересмотреть основные положения школы, теории, грамматики театра. Это касается творческого акта, а не образования. Я, правда, пересматривал и в образовании. Но прошло время, значительное время, и мы находимся не в периоде расцвета драматического театра, а в периоде его затухания. Искусство драматического театра, как бы сказали математики, аннигилирует, рассыпается. И рассыпается оно, искусство драматического театра, не в режиссуре, а в актерах. Самая большая проблема на сегодняшний день – это проблема актера драматической сцены, педагогики, которая бы воспитывала актера драматической сцены, режиссуры, которая бы обращала внимание на актера драматической сцены и работала бы с ним. Здесь основная проблема. Я говорю это как естествоиспытатель, потому что я это знаю в руках и в общении на каждый день. И вот это вот само искусство актера драматической сцены мы утеряли за последние 20 лет. И я скажу, может быть, такую вещь, которая возмутит режиссуру. Но учитывая то, что я сам все-таки что-то сделал в режиссуре значительное, поэтому мне все равно: возмутит это или не возмутит. Но именно успех и торжество режиссуры в последние 20 лет уничтожило актерскую школу как таковую. Поэтому актер перестал быть творческой единицей и стал единицей по найму. То есть его нанимает режиссер для своих творческих амбиций. Это серьезная на сегодняшний день проблема...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью