Интервью "Фильм о Цветаевой сам меня нашел"
Персоны
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И как обычно, по воскресеньям в этой студии мы подводим культурные итоги недели, выбирая из тех событий, тенденций то, что представляется наиболее интересным.
И сегодня есть возможность поговорить о документальном кино. Некоторое время тому назад мы говорили по другому вопросу с Любовью Курьяновой. Она говорит: вот у меня вышло подряд два документальных фильма, один – "Неизвестная Цветаева", а второй – "Главный русист планеты". И я подумал, что это хороший повод поговорить как об этих фильмах, так и, может быть, шире – о документальном кино. И я рад и с удовольствием представляю сегодняшнюю гостью. Это Любовь Курьянова – режиссер, документалист. Здравствуйте.
КУРЬЯНОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Все правильно сказал?
КУРЬЯНОВА: Да, все совершенно верно, спасибо.
ЗАСЛАВСКИЙ: Знаете, ну вот самый простой вопрос – "Неизвестная Цветаева". Да, мы понимаем, что что-то о Цветаевой известно многим, тем 200 людям, которые ею интересуются. Что-то известно немногим, а что-то, наверное, никто и никогда не узнает. А что-то, может быть, и не нужно знать всем, и это не является важным и существенным для понимания ее творчества. Как вы пришли к идее снимать фильм про Цветаеву, понимая, что, в общем, это один из самых исследованных поэтов Серебряного века, ну и просто хотя бы потому, что один из великих поэтов, довольно быстро и рано вышедшая из круга, так сказать, полузапретности. Ну, запрета на нее не было, но до выхода двухтомника был период такого как бы полузабвения. И собственно первая такая большая публикация ее после смерти – это были "Тарусские страницы" (если я не ошибаюсь). И потом была публикация ее прозы про Сонечку Голлидэй, и было много спектаклей и чтецких программ. И я помню, как я ходил в начале 80-х в "Ленинку", и рассказывая всегда нашему замечательному профессору Антонине Михайловне Кузнецовой, что во многом она мне открывала Цветаеву параллельно поиску, нахождению и покупки двухтомника, что-то у нас дома было в перепечатках, ее какие-то произведения, в машинописи. Вот что для вас стало таким побудительным мотивом, чтобы снять о ней фильм и понять, что вы можете сказать что-то такое важное для вас и важное, как вы посчитали, и для тех зрителей, которые потом посмотрят эту картину?
КУРЬЯНОВА: Григорий Анатольевич, ну вот для того, чтобы сказать о том, что не сказано, я решила снимать фильм про Анастасию Ивановну Цветаеву, про сестру Марины Ивановны. И вы знаете, бывают такие документальные работы, которые мы не выбираем, они выбирают нас. Вот я считаю, что меня выбрали как режиссера, чтобы я сняла этот фильм. Потому что снимали мы картину два года, это была абсолютная случайность. Но началось все с того, что я взяла победу над Международном русском кинофестивале, и ко мне подошла женщина за другой совершенно фильм.
ЗАСЛАВСКИЙ: За какой?
КУРЬЯНОВА: "Русский мир Бисера Кирова". Все мы помним этого болгарского певца, и вот о нем тоже был в свое время снят фильм. Ко мне подошла женщина (позже она стала автором идеи) Мария Козлова и сказала: "Снимите фильм про Анастасию Ивановну Цветаеву".
ЗАСЛАВСКИЙ: Почему?
КУРЬЯНОВА: "В 24-м году ей 130 лет со дня рождения, и я знаю Станислава Айдиняна – литературного секретаря Анастасии Ивановны, у которого находится все ее наследие". Я так посмотрела на нее и думаю: странно, почему я должна снимать этот фильм? И как-то и тема была мне не близка. Через какое-то время мне звонит вот этот автор идеи и говорит: "Вы знаете, приехала ее дочка. Вы знаете, ее доктор, ну как бы не очень хорошо себя чувствует". И я понимаю, что мы имеем дело с уходящей натурой. И я принимаю решение, что пока что снимем, мало ли – пригодится, знаете.
ЗАСЛАВСКИЙ: Интервью?
КУРЬЯНОВА: Да. Это вообще такой вот почерк документалистов – надо снять, а вдруг пригодится. Потому что, да, мы понимаем, что время скоротечно. И так мы начали потихонечку снимать...
Полностью слушайте в аудиоверсии!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью