Картинка

Открытая школа Научился управлять настроением – пора в школу

6 июля 2024, 17:30

Персоны

Первый год обучения. С каких лет отдавать ребенка в школу? Надо ли учить свое чадо до этого читать и писать? И другие актуальные вопросы обсуждают Марат Сафаров и Елена Землянская.

САФАРОВ: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. В эфире "Вести ФМ" программа "Открытая школа", в студии Марат Сафаров.

Идут летние каникулы, но для родителей, чьи дети готовятся к первому классу, уже скоро наступит новый этап жизни. Именно не только у самих ребят, но и у родителей, конечно. Сегодня узнаем о подготовке ребенка к первому классу. Что изучается первоклассниками? Ставятся ли отметки в первом классе? Ну и такой вопрос: необходимо ли уметь читать и писать до школы? Вопрос дискуссионный, разные точки зрения на этот счет существуют. Мы и другие важные моменты первого года обучения в школе, и не только, все это обсудим с нашей гостьей.

В студии "Вестей ФМ" – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики начального образования Московского педагогического государственного университета Елена Землянская. Елена Николаевна, приветствуем вас в эфире "Вестей ФМ".

ЗЕМЛЯНСКАЯ: Добрый день.

САФАРОВ: Елена Николаевна, первый вопрос может кому-то показаться пока что простым, уж для родителей, которые ребенка, что называется, записали в первый класс, он уже очевидный. Но все-таки: с каких лет у нас в стране сейчас идут в школу?

ЗЕМЛЯНСКАЯ: По закону об образовании в Российской Федерации – с 6,5 лет. Понятно, что шесть с половиной лет наступает у разных детей по-разному, не 31 августа. Поэтому некоторые идут в школу чуть раньше, некоторые чуть позже. И вот здесь, конечно, задача родителей и задача школы – решить: можно ли еще подготовиться, годик посидеть дома перед школой, или уже ребенка можно в школу отдавать.

САФАРОВ: Вот это такой рубеж, который, конечно, безусловно, в разное время наступает у разных детей, но тем не менее он все-таки на чем-то базируется. Это же ведь не просто так выбрано — 6,5 лет. Может быть, это вообще компромисс между шестью и семью годами?

ЗЕМЛЯНСКАЯ: Это базируется на исследованиях психологов, прежде всего на возрастной периодизации детского развития. Шесть с половиной лет современными психологами считается, что это начало младшего школьного возраста. Уже вот само слово в названии возраста школьного означает, что пора думать о школе, идти к школе. До этого у детей дошкольный возраст еще.

САФАРОВ: Дошкольный возраст. Такая дискуссия также звучит, мы несколько таких дискуссионных узловых моментов сегодня обсудим относительно детского сада. Необходимо ли, на ваш взгляд, с учетом вашего опыта, все-таки ребенку какое-то время побывать уже в коллективе до первого класса? Или все сгладится, все социализируется само в первом классе?

ЗЕМЛЯНСКАЯ: Безусловно, есть такое понятие – готовность ребенка к школе. Это набор тех навыков, которые нужны ему для успешного старта в учебе. И он включает не только знания и умения, но и включает и некоторые другие аспекты готовности. Это социальная готовность, физическая готовность, психологическая готовность, в том числе и мотивация, и интеллектуальная готовность. Еще бы я отметила такой вот важный фактор, Даниил Борисович Эльконин отмечал: произвольность поведения. Это одна из основных линий развития дошкольника. Что такое произвольность поведения? Это умение маленького человечка управлять своими поступками, стремлениями, настроением. Он управляет сознательно, по своей воле, знает, чем, что и как он делает. И вот если мы говорим о подготовке к школе, то есть разные форматы подготовки к школе. Это, конечно, детский сад, как вы сказали, дошкольная образовательная организация. Это замечательный формат подготовки к школе.

Полностью слушайте в аудиоверсии!

Открытая школа. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Открытая школа

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация