Авторские материалы Учёт СИМ: а он необходим?
Персоны
В Государственной думе готовится законопроект о цифровом учете электросамокатов. По мнению авторов документа, мера упростит поиск владельца средства индивидуальной мобильности, нарушающего ПДД или скрывшегося с места аварии. Однако пока не ясно, как будет происходить регистрация электросамокатов в системе, где будет место хранения базы данных и кто будет наносить уникальные штрихкоды. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
Обновленные правила дорожного движения, в которых электросамокатам уже в статусе транспортных средств, посвящено сразу несколько статей начали действовать с 1 марта, однако ответственность за нарушения ПДД со стороны водителей СИМ не предусматривалась. Тогда, как уже в этом году число ДТП с участием электросамокатов выросло в 2,5 раза. В результате депутаты Госдумы решили многократно увеличить штрафы за целый ряд правонарушений со стороны пользователей СИМ. Сегодня поправки в Административный кодекс прошли первое чтение, и в случае их окончательного принятия пьяная езда на электросамокате или велосипеде будет наказываться штрафом от 20 тысяч до 30 тысяч рублей, а превышение скорости – от 500 до пяти тысяч рублей. За причинение легкого вреда здоровью водителей СИМ планируют штрафовать на сумму от двух тысяч до пяти тысяч рублей, за вред средней тяжести – от 10 тысяч до 15 тысяч рублей. Помимо этого, законопроект предусматривает штрафы за езду на самокате или велосипеде по автомагистрали, оставление места ДТП, отказ от медосвидетельствования при подозрении на употребление алкоголя, а также за нарушения при пересечении перекрестков и езде по тротуарам. По словам руководителя фракции ЛДПР В Госдуме Леонида Слуцкого, повышение ответственности для водителей СИМ должно снизить число аварий с их участием и обеспечить безопасность граждан:
Сегодня рассмотрели в первом чтении законопроект, который вводит штрафы за управление СИМ в состоянии опьянения и в результате которого пострадали люди, а также за оставление места ДТП. Такие меры назрели давно, мы уже об этом говорили неоднократно. Нам практически каждый день приходят обращения от граждан, которые стали жертвами ДТП с участием электросамокатов и других СИМ. Лихачи носятся с жуткой скоростью по тротуарам, мимо прохожих, сбивают мам с детьми и пожилых людей.
Также в Госдуме готовится еще один законопроект, касающийся СИМ, который обязывает все электросамокаты ( и сдаваемые в аренду кикшеринговыми компаниями, и частные ) регистрировать в специальной системе для получения двухмерных матричных штрихкодов, которые могут содержать большой объем информации. Соответственно, каждое СИМ при продаже конкретному юридическому или частному лицу будет ставится на учет, а в базе – храниться вся информация о владельце. Сама процедура еще не продумана, но депутаты хотят освободить от нее ГАИ. Наличие уникального кода у каждого электросамоката позволит контролировать их перемещения, а в сочетании с камерами городского видеонаблюдения позволит отслеживать СИМ, превышающие скорость, и привлекать их владельцев к ответственности. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ "Защита прав автомобилистов" Петра Шкуматова, такая мера будет способствовать увеличению безопасности дорожного движения:
Электросамокаты признаны уже полтора года как транспортными средствами. Поэтому скорее всего действительно будут разработаны ( и в этом законопроекте это указано ) именно цифровые способы учета электосамокатов. Это будет одним из шагов в сторону увеличения ответственности их водителей и, как следствие, увеличения безопасности движения этого вида транспортных средств.
В кикшерринговых компаниях восприняли инициативу положительно, поскольку, по словам их представителей, она упростит жизнь как пользователям и бизнесу, так и надзорным органам. Тем более, что у фирм-операторов кикшеринга уже есть внутренние системы учета и номера, которые присваиваются и наносятся на каждое устройство, позволяя его отслеживать, фиксировать факт поездки того или иного пользователя в случае нарушения им ПДД или участия в ДТП. В то время, как владельцы частных самокатов находятся в серой зоне. Однако по мнению руководителя объединения пользователей СИМ Михаила Денисова, инициатива пока несвоевременна, поскольку кол-во электросамокатов несопоставимо с числом других транспортных средств на дорогах:
СИМ – это компактное, легкое средство передвижения и меры о том, что необходимо регистрировать любое средство передвижения – это неправильно. Должен быть какой-то порог. Даже мопеды не регистрируют, а вот электросамокаты решили регистрировать. Но мы понимаем, что время не стоит на месте и в долгосрочной перспективе – допустим, 10 лет – возможно, нужно будет рассмотреть такую меру в случае, если СИМ потихонечку будут вытеснять с точки зрения популярности объемные средства передвижения – такие, как автомобили.
Пока законопроект только разрабатывается и в Госдуме не скрывают, что для его реализации потребуется время, за которое должно быть создано и установлено техническое оснащение для считывания номеров или меток для отслеживания СИМ.