Авторские материалы Турфирмы-нелегалы: чем опасны "частники"
Персоны
В России процветает черный туристический рынок. По некоторым оценкам, он превышает официальный приблизительно в три раза. Обуздать его расширение не удается. При этом, по мнению экспертов, новые решения, которые ожидают в туристической сфере, могут только усугубить ситуацию. Почему турбизнесу кажется привлекательным уход в тень и как это сказывается на туристах – выясняла Марина Костюкевич.
Черные туроператоры наводнили рынок. Нет, они никого не хватают за руки и не берут на себя заведомо невыполнимые обязательства. Они организуют путешествия, некоторые путешественники ими даже довольны, но есть одно но : это нелегалы в сфере туризма. Они не входят в официальный реестр туроператоров – говорит вице-президент Российского Союза Туриндустрии Георгий Мохов.
МОХОВ: Предложения распространяют через Интернет, через соцсети, через знакомых, это варианты путешествий, которые не продаются в торговых центрах. У них нет офиса, нет кассы, они могут быть даже незарегистрированными, это могут быть частники, которые на свои личные карты принимают платежи.
Именно поэтому их путешествия стоят дешевле, чем в официальных конторах. Они готовы снижать цену, но при этом не намерены легализоваться, хотя это проще простого – говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России Сергей Ромашкин.
РОМАШКИН: Туроператор должен войти в реестр туроператоров. Процедура простая, не вызывает никакого финансового, ни организационного труда. Те, кто хотел, те давно стали официальными туроператорами. Здесь никаких ни экономических, ни юридических, ни финансовых резонов почему надо работать в черную.
Может быть черные туроператоры просто мошенники? Нет, изначально они не ставят перед собой задачу обмануть клиента. Но ответственности они точно не несут – поясняет Георгий Мохов.
МОХОВ: Они либо не умеют, либо не могут, либо не хотят соблюдать требования отраслевого законодательства. Они естественно уходят от уплаты налогов, взносов, в части трудового законодательства тоже нарушают нормативы. У нас в сезон по 3-4 раза в неделю возникают ситуации, когда пропал очередной организатор. Организовывал йога-тур в Дубай, исчез и ищи его. Риски здесь конечно выше, чем в работе с легальными турагентствами.
Есть ли какая-то управа на черных туроператоров Пока никакой, – говорит Георгий Мохов.
МОХОВ: Все нормы регулирования ориентированы на легальную часть бизнеса. На лояльные организации, которые входят во все реестры, платят налоги, заключают трудовые договоры с сотрудниками.
Официальные туроператоры, естественно, недовольны серой зоной, которая постоянно расширяется. Многие даже призывают бизнес-сообщество самим мониторить этот рынок и предоставлять анализ регулятору.
При этом в бизнес-сообществе опасаются, что если официально изменят понятие "туристический продукт", серый рынок только вырастет.
Сейчас термин "турпродукт" это "комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену". Но его могут сократить до "размещения и какая-либо другая услуга". В этом случае, уверены действующие туроператоры, из 35 тысяч турагентов около 30 тысяч должны будут перейти в разряд туроператоров. И большинство в этой ситуации из белой зоны уйдут в серую .
Впрочем, законопроект только разрабатывается в Минэкономразвития и активно обсуждается. В туриндустрии надеются, что в новом документе учтут интересы официальных туроператоров и защитят таким образом туристов.