Авторские материалы "Накрутки" на картошку: почему взлетели цены?
Персоны
Высокие наценки на картофель возмутили депутатов Госдумы. Разобраться с этим они просят Генпрокуратуру и ФАС. Главный вопрос к ритейлу: откуда в рознице столь высокая стоимость популярного продукта из социальной корзины, если оптом намного дешевле? В Минсельхозе сообщили, что совместно с Минпромторгом уже переводят производителей и торговых сетей на прямые долгосрочные договоры. А ФАС уже возбудила четыре дела в отношении логистических центров за нарушение закона о торговле. В какой момент картофель стал превращаться в овощ-деликатес – пыталась выяснить Марина Костюкевич.
Цены на картошку не просто поднялись или взлетели, они уже улетели на такую высоту, на которую раньше даже не замахивались. 50, 60, 65, 85 рублей за килограмм и выше. Такой путь ценники проделали за последнее время. По данным Росстата, с начала года цена на этот овощ выросла на 74%. И если в опте картофель стоит от 10 рублей (в среднем 20-25), то в магазинах цена в четыре-пять раз выше. Откуда такие "накрутки"? Розница уже чувствует приближение Нового года. За месяц до праздников цена на самые популярные продукты всегда растет. Ритейл рассуждает так: повысились в цене масло, шоколад, кофе, бананы, заодно можно и на картошку поднять – поясняет независимый эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Анфиногенов.
АНФИНОГЕНОВ: Овощ продолжает оставаться базовым и по большому счету, причин чтобы стоимость росла такими темпами, тоже нет. Но все упирается в розницу. А розница в Новый год пытается заработать по максимуму. На фоне всего этого возникает у ритейлеров алчная мысль: а не попробовать ли на этом заработать на обычных овощах и фруктах, у которых нет причин расти в цене.
Чтобы окоротить пыл ритейла, депутаты потребовали обосновать магазинную стоимость продукта, который находится в списке социально значимых. Депутаты подсчитали: картофель продается в торговых сетях уже в четыре-пять раз дороже опта, однако производители говорят лишь о двукратной наценке.
Параллельно из Госдумы направили в Генпрокуратуру и ФАС запрос на проверку ценообразования на картофель в торговых сетях.
Предстоит ответить на самый важный вопрос: в какой момент банальный картофель с фермерской грядки вдруг превращается в деликатес – говорит Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Разбираться по цепочке, где формируется вот эта высокая цена. Или она формируется у производителей, или в торговле, а может быть это чисто объективные причины.
Если это объективные причины, то в какой они лежат плоскости? Начнем с производителя. Он может изначально ставить цену выше, чем, скажем, в прошлом году? Безусловно. Цена в опте выросла с прошлого года. Примерно в два раза. Из-за проблем в отрасли – говорит директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Семенной материал в агрокомплексе – это импортные семена. Там проблема с поставками возникает. Дорожает аренда транспорта из-за высокой ставки. Возникает проблема с рынком труда. Т.е некому убирать эту картошку, потому что это не очень дорогой труд. И вот эти накопленные издержки дают рост цен.
А ритейл какую роль играет в наценках? Немалую. Они пытаются отбить то, что недополучили в прошлые годы – поясняет Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Картофель все предыдущие годы дешевел. И если мы возьмем цену за три-четыре года, то она идет в пределах инфляции. Потому что в предыдущие годы картофель был одним из самых дешевых товаров.
Если же говорить о маркетинге, то в этом смысле ритейлу должно быть невыгодно увеличивать цены на картошку. Ведь это один из тех товаров, что заводит потребителя в магазин – поясняет Георгий Остапкович.
ОСТАПКОВИЧ: Картофель ритейл держит как траффиковый товар, чтобы люди приходили в магазин за картошкой. И вот когда они приходят в магазин за картошкой, молоком и яйцами, то берут какой-то другой товар, в том числе высокомаржинальный: спиртное, рыбу, сигареты.
Но истинную причину резкого подорожания картофеля будут устанавливать уже в ФАС. Там заверяют, что уже "принимают меры по стабилизации роста цен". Так, территориальные органы службы уже возбудили четыре дела в отношении логистических центров, которые нарушили закон о торговле. Они и оштрафованы.
Минсельхоз с Минпромторгом переводят производителей и торговые сети на прямые долгосрочные договоры поставок. Это должно стабилизировать ситуацию на рынке картофеля и других овощей. При этом в ведомстве подчеркивают: в России сегодня дефицита картофеля нет.