Авторские материалы Европа обсуждает единую службу разведки: утечки в прессу
Персоны
Евросоюз должен создать собственную службу разведки. Такое мнение в специальном докладе для Еврокомиссии озвучил бывший президент Финляндии Саули Ниинисте. Документ еще должен быть обнародован, однако СМИ предполагают, что не все страны альянса отнесутся к идее с энтузиазмом. Подробности новой еврозатеи – в материале нашего собственного корреспондента в Европе Регины Севостьяновой.
Евросоюз должен быть способен вовремя реагировать на угрозы со стороны других государств, а также противостоять шпионажу внутри объединения. Для этого ему необходима собственная полноценная служба разведки, функции которой при этом не будут дублировать полномочия национальных агентств. К такому выводу пришел 12-й президент Финляндии Саули Ниинистё, покинувший пост в марте. По заказу президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен он подготовил доклад по повышению устойчивости европейского сообщества к кризисам. Подобные документы являются авторской оценкой ситуации и не обязательно приводят к конкретным действиям со стороны блока 27 стран. Однако, учитывая статус докладчиков, обсуждаются широко и активно.
Ранее с оценкой экономической ситуации в Евросоюзе выступал бывший президент ЕЦБ Марио Драги.
Согласно утечкам в прессу, Ниинистё предложит расширить полномочия Разведывательного и ситуационного центра ЕС – органа, который объединяет спецслужбы стран блока. Он, например, может заняться сбором разведданных, в том числе при помощи европейских дипломатов.
В черновике содержится предложение ввести в странах ЕС одинаковые законы по поводу незаконной тайной деятельности, чтобы отдельные государства не становились убежищами для шпионов. На дипломатов из третьих стран, представляющих угрозу, необходимо распространить ограничения на передвижения внутри ЕС.
Вопрос о едином разведоргане поднимался еще при подписании Маастрихтского договора в 1992 году. А в 1998 году во франко-британской декларации по европейской безопасности вновь отмечалось, что «союз должен иметь возможность проводить своевременный и релевантный анализ ситуации, данных разведки и обладать способностью на их основе осуществлять стратегическое планирование и применять вооруженные силы». Опыт войны в Югославии в 1999 году, когда сбор и анализ информации проводились силами разведки США, поставил руководство ЕС перед задачей переломить американоцентричную тенденцию и обеспечить взаимодействие военных информационных систем. ЕС не отказывается принимать информацию из Вашингтона, однако, хочет иметь и свои независимые источники.
На данный момент в Евросоюзе активен ряд органов: Разведывательный и ситуационный центр уполномочен анализировать уже полученные данные, но не имеет возможности их собирать; Европол и Frontex – также участвуют в разведполитике ЕС, но в получении доступа к конфиденциальной информации зависят от внутренних структур государств-членов объединения.
Фактически ни одно общеевропейское агентство не имеет собственного потенциала для сбора данных, за исключением открытых источников и специфической деятельности Frontex, помогающей в охране государственных границ.
Сотрудничество стран в области разведки может быть подорвано недоверием друг к другу. Каждый может выполнять разведывательные функции в приоритете своих интересов и лишь затем делиться результатами с другими структурами ЕС, что в итоге оказалось характерно для работы Европола и Frontex. Так, например, страны Балтии опасаются, что укрепление ЕС в области разведки может подорвать их двустороннее сотрудничество с США.
Созданию общеевропейской службы разведки может помешать и традиционная позиция ряда стран, которые противятся централизации власти в Брюсселе. Неоднократные призывы чиновников и законодателей ЕС расширить обмен данными между странами ЕС, в том числе после террористических атак в Париже в 2015 году и Брюсселе в 2016-м, успеха не имели. И в нынешней ситуации дополнительно потребуется создание правовой базы для регулирования работы разведструктуры, которая должна уважать национальные законы и интересы во имя избежания нарушения суверенитета государств, но при этом может пошатнуть баланс между мандатами всего ЕС.
По этой причине, помимо создания нового разведывательного органа предлагается внести изменения в правовую базу для борьбы со шпионажем и незаконной подпольной деятельностью в странах Евросоюза. Ожидается также подготовка плана инвестиций в безопасность, который объединит различные инструменты финансирования в ЕС и на национальных уровнях. Это позволит направить часть бюджета союза на безопасность и оборону. При этом государства ЕС для этого должны будут выделить на это определенный процент ВВП.