Авторские материалы Жаловаться станет проще: электронные заявления вместо бумажных
Персоны
Подать заявление, ходатайство, жалобу и другие документы по делу об административном правонарушении можно будет в электронном виде. Правительство подготовило поправки в КоАП. Законопроект уже внесен на рассмотрение Госдумы. Юристы уверены: расширенный функционал "Госуслуг" заметно упростит и ускорит рассмотрение таких дел, прежде всего связанных с нарушениями ПДД. Однако эксперты указывают на повышенный риск в случае утечки персональных данных. Подробности – в материале Марины Костюкевич.
Как известно "бумага все стерпит", но при огромном потоке документов помощь ей не помешает. На сайте "Госуслуг" вскоре заработает электронный аналог бумажных заявлений, ходатайств, жалоб.
В Госдуму уже внесен законопроект, который предусматривает подачу документов, связанных с административными правонарушениями. Так что жаловаться и заявлять станет проще и быстрее – говорит адвокат, председатель коллегии адвокатов "Ваш юридический поверенный" Константин Тропаидзе.
ТРОПАИДЗЕ: Это касается всего. Начиная от езды на самокате вдвоем-втроем, превышения скорости, неаккуратной езды курьеров по тротуарам. Упрощение этой процедуры, передача информации в органы, которые на основании сигналов граждан будут рассматривать. Передается время, фотография. И будут применять меры административного воздействия. Понятно, что будут в основном штрафы.
Отправлять документы в электронном виде смогут только те, кто зарегистрирован на портале "Госулуги", а также прошел идентификацию и аутентификацию. Направлять электронные извещения и решения по административному делу можно будет только участникам процесса, которые дали свое согласие на такую форму получения документов.
Все эксперты сходятся в одном – подавляющее большинство заявлений и жалоб будет касаться штрафов за нарушения ПДД. На портале "Госуслуги" уже несколько лет назад ввели удаленное обжалование, но введение электронного документооборота – это дальнейшее расширение сервисов и функционала этого портала – говорит член президиума Общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. И приводит пример того, как это происходи сейчас.
МОРЖАРЕТТО: Я нарушил ПДД, это зафиксировала камера в 10.20, а в 10.40 мне уже полетело "письмо счастья". Т.е все очень быстро, а чтобы попытаться обжаловать, мне надо пройти 7 кругов ада, достаточно серьезную процедуру. И если я хочу добиться правды, все равно надо идти ножками. Чтобы объяснить, в чем моя правда. Насколько это будет эффективно с "Госуслугами"? Я пока не знаю. Я уверен, что с вводом практики часть проблем удастся снять, но уверенности в этом нет.
Безусловно, трудности, особенно на первом этапе, в системе будут, – говорит Георгий Тропаидзе.
ТРОПАИДЗЕ: Вначале, пока не обкатается эта система, будет много ошибок. И как будет работать эта система, пока, кроме самих разработчиков, никому не понятно. Но надо к этому привыкать. И видеть в этом положительные стороны, компьютерные цифровые возможности, которые помогают улучшить жизнь граждан.
Сохранятся ли при этом бумажные аналоги? Электронные сервисы – это удобно. Но далеко не все разбираются в "цифре", особенно когда надо обжаловать штраф или нарушении ПДД, за которое грозит лишение прав. Поэтому крайней важно, чтобы человек мог выбрать: процедуру в электронном виде или всё же по традиционной схеме. Можно ли будет подать заявление или жалобу по старинке? Безусловно – говорят разработчики. Такая форма останется.
Один из минусов системы – потенциальная возможность утечки персональных данных. Одно дело, когда материалы в суд или Госавтоинспекцию передаются на бумаге. И совсем другое – в электронной форме. Ведь в протоколе немало индивидуальной информации как о самом водителе, так и о его автомобиле. И портал " Госуслуги" – один из самых желанных объектов для взлома у мошенников – говорит Константин Тропаидзе.
ТРОПАИДЗЕ: Персональные данные утекали, утекают и, к сожалению, будут утекать. Вопрос о том, насколько это будет доступно для среднего уровня злоумышленников. На мой взгляд, "Госуслуги" – это наименьшая дыра среди утечек. Другие базы данных более уязвимы.
Тем не менее, защите – считают эксперты – должно быть уделено особое внимание. Полной гарантии, что персональные данные не окажутся "на стороне" дать никто не может, но стремиться к этому нужно. Только в этом случае сервису станут доверять и активно использовать его возможности.