Картинка

Авторские материалы "Чёрный день": как мошенники уводят данные карт

8 ноября 2024, 13:39

Персоны

В "чёрную пятницу", когда магазины предлагают скидки, покупатели в ажиотаже легко могут стать жертвами мошенников. Юристы предупреждают: именно в момент краткосрочных распродаж активизируются злоумышленники. И происходит это, чаще всего, в интернет-торговле. Поддельные сайты, липовые ссылки, нереальные скидки – главные механизмы обмана. Причем можно не только потерять деньги при конкретной покупке, но и передать в руки преступников персональные данные. Как не попасться на это, каких схем стоит ожидать от мошенников и как защититься от них, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.

"Минус 70%", "Три по цене двух, два по цене одного", "только сегодня и только сейчас", "размеры могут закончиться". Все эти лозунги в "чёрную пятницу" сливаются в один большой гул в ушах и глазах покупателя. Разогретый за неделю интерес к грандиозному сейлу к концу недели уже достигает пика, и человек готов к безумным тратам. Психологи поправляют: бездумным тратам. Основной фактор – якобы сильно сниженная цена. Когда на экране компьютера перечеркнута большая цифра и заменена на меньшую, покупатель теряет остатки воли, говорит эксперт по кибербезопасности Владимир Макаров.

МАКАРОВ: Чистая психология. Здесь играет роль эффект распродажи. "Черная пятница". Человек знает: вот дешевле-дешевле. Потом он попадает на сайт, где айфон стоит по распродаже не 100 тысяч, а 45-50, и как бы все. Самая распространенная уловка – создание поддельного сайта. На нем будут уж слишком выгодные скидки на какие-либо товары.

Мошенники знают: "чёрная пятница", ввиду скоротечности акции, хорошо снижает бдительность покупателей, и мошенники не могут этим не воспользоваться. Разгуляться есть где. Именно в этот период скидки предлагают все продавцы – от крупных ретейлеров до небольших интернет-магазинов. Покупателю нужно быстро принимать решение, а значит, раздумывать он не станет.

Как происходит обман? К "черной пятнице" мошенники запускают ресурсы, выдающие себя за популярные бренды, сети магазинов и маркетплейсы. Ссылки на такие страницы могут распространять и через личные сообщения. Аферисты отвечают пользователям, которые оставили комментарии в официальных каналах брендов в соцсетях. Все это должно насторожить, говорит Владимир Макаров.

МАКАРОВ: Способ покупки. Когда вас не просят вводить никакие данные для доставки, а просто требуют: "все, быстрей вводи данные карты".

В этот момент лучше обратить внимание на сам сайт: как давно он создан, когда зарегистрировано его доменное имя. Насторожить должно, если за пару месяцев или меньше до распродажи. После этого желательно проверить ресурс, говорит сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.

ЕГАРМИН: Если вы видите что-то новое, непонятное, сделанное вчера, заходить туда не надо. Фишинговый сайт тем и отличается, что они создают иллюзию тех площадок, которые давно работают. Надо смотреть, куда вы заходите, какой адрес сайта, проверить в поисковой строке браузера.

Кроме фишинговых сайтов, мошенники могут предложить, например, якобы персональные скидки или помощь с заказом, если пользователь жаловался в комментариях. Могут прислать заманчивые предложения после прохождения по ссылке.

В ажиотаже потерять можно не только деньги, но и данные своей карты. Как это происходит? Мошенники, например, выдают себя за сеть магазинов электроники, где предлагается купить технику со скидкой более 50%. После выбора товаров жертва перенаправляется на форму для оплаты банковской картой, а дальше деньги за «покупку» и данные карты уходят аферистам. При этом для привлечения внимания могут использоваться образы популярных артистов и блогеров. Что особо опасно: с псевдо-покупкой можно передать мошенникам и персональные данные, предупреждает Владимир Макаров.

МАКАРОВ: Злоумышленники могут попытаться скопировать вашу личность, попытаться обмануть банк или попытаться получить доступ к вашему аккаунту на "Госуслугах", зная вашу личную информацию.

Если такое произошло, нужно обязательно сделать скрин страниц и обратиться в правоохранительные органы, говорит Алексей Егармин.

ЕГАРМИН: Если вы как потребитель поняли, что вас либо пытаются обмануть, либо уже обманули, надо написать заявление в полицию и написать отзыв на каких-то площадках, где публикуют подобные отзывы, чтобы другие не попали, чтобы им помочь.

Этот же принцип должен работать и в обратную сторону. Перед покупкой лучше почитать отзывы других пользователей об этой площадке. В идеале за неделю до "чёрной пятницы" стоит изучить цены на желаемый товар, чтобы в момент распродажи убедиться: его действительно уценили. Психологи же и маркетологи напоминают: чудес в торговле не бывает. "Черная пятница" – это в 90% случаев освобождение магазинов от залежалого товара перед новогодними продажами. Поэтому покупать что-то впопыхах, боясь упустить шанс, как минимум нерационально. Лучше подождать до традиционных массовых распродаж в начале января. Там и скидки честнее, и выбор товаров – больше.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация