Авторские материалы Штраф за шум повысят в 40 раз! Если найдут в бюджете деньги
Персоны
В Госдуме вновь предлагают крупно штрафовать автомобилистов и мотоциклистов за нарушение покоя граждан. Речь идет об увеличении размера наказания сразу в сорок раз. До 20 тысяч рублей. Это не первая инициатива депутатов в борьбе за тишину. В сути новых поправок разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Борис Бейлин.
Пока граждане, нарушающие общественный покой на своих автомобилях и мотоциклах, практически ничем не рискуют. За рычание мотора или за громкую музыку из салона штрафы – маленькие. В федеральном КОАПе наказание символическое – пятьсот рублей. В Москве, правда, в городском Административном кодексе предусмотрено наказание чуть более строгое – до двух тысяч рублей. Но эта касается главным образом шумных соседей. Автомобилистов и мотоциклистов, нарушающих ночной режим тишины, обычно штрафуют по другой – автомобильной – статье. "Управление неисправным транспортным средством". Здесь штраф – те же пятьсот рублей. Причем машина без глушителя не задерживается. То есть речь не идет о штрафстоянке.
Авторы нового законопроекта предлагают увеличить существующий штраф в сорок раз. До 20 тысяч рублей для граждан и до 30 тысяч для должностных лиц. Инициаторы ссылаются на многочисленные жалобы москвичей на шумные автомобили, на водителей, которые специально врубают громкую музыку или переделывают систему выпуска выхлопных газов, после чего их машина или мотоцикл своим ревом мешает горожанам спать. Поэтому, считают депутаты, их предложение "отвечает запросам общества на комфортную городскую среду". В документе установлено и пороговое значение шума. 96 децибел. Если громче, то будет штраф.
Перспективы принятия поправок пока не ясны. В Госдуме уже лежит похожий законопроект, который летом прошлого года был даже рассмотрен в первом чтении. Но дальше забуксовал. Он, кстати, не менее жесткий. И в нем речь идет о штрафах за нарушение тишины в автоматическом режиме.
Для машин и мотоциклов с полностью или частично модифицированными глушителями предполагается задержание и помещение на штрафстоянку. До тех пор, пока глушитель не будет возвращен в штатный режим. Что касается штрафов, то это – дело регионов. Они сами должны устанавливать те или иные санкции. В федеральным КОАПе предлагается лишь закрепить, что такие штрафы могут превышать пять тысяч рублей, а конечная сумма зависит от мощности двигателя. К примеру, пять тысяч рублей – это базовая ставка. Но если мощность двигателя легковой машины превышает 200 лошадиных сил, то штраф будет большим: плюс 250 рублей за каждые 10 лошадей. Поэтому владелец шумного спорткара с двигателем в 400 сил заплатит десять тысяч рублей. И так далее. Максимальный штраф, который могут устанавливать регионы, – 30 тысяч рублей. Штрафовать за нарушение тишины предполагалось в автоматическом режиме. С помощью камер фото-видеофиксации, оснащенных специальными устройствами – шумомерами. Повторю, этот законопроект давно лежит в Госдуме без движения.
Возможно, все это связано с технической стороной дела. Никаких шумомеров, работающих в автоматическом режиме, нет.
Сейчас в Москве режим тишины контролирует «Мосэкомониторинг». Но он следит, чтобы не было по ночам строительных работ. Измерение уровней шума проводятся «шумомерами» 1-го класса точности. Теоретически их можно использовать и на дорогах. Установить тот или иной уровень громкости не составит труда. Но как определить источник такого звука? Ведь на ночной дороге могут находиться сразу несколько автомобилей. Так что показания такого шумомера могут быть только поводом для остановки машин, находившихся на дороге, когда допустимый шумовой порог был превышен. И их дальнейшей проверки. С помощью какого-то другого шумомера, который будет у сотрудников ГАИ. Их пока, кстати, тоже нет. Как нет и средств на их закупку. При том, что авторы законопроекта утверждают, что принятие документа не приведет к каким-либо дополнительным бюджетным тратам.