Картинка

Авторские материалы Возможна ли новая "Ялта"?

4 февраля 2025, 13:13

Персоны

К юбилею Ялтинской конференции 1945 года ФСБ рассекретила документы о подготовке к этой международной встрече и мерах безопасности на ней. О том, как 4 февраля 80 лет назад был определен миропорядок, – в материале Александра Ельшевского.

"В воздухе – самолет премьер-министра Великобритании…"

Ялта 1945 года, в Европе еще идут бои, Красная армия с востока и силы союзников с запада идут к победе. Немцы и сателлиты стран оси еще сопротивляются, но исход уже ясен. Не ясно будущее после победы. Решить судьбу будущего мироустройства в Ялту прилетели три лидера союзников – президент Америки Рузвельт, английский премьер-министр Черчилль и руководитель Советского Союза Сталин.

Меры безопасности предпринимались беспрецедентные – ведь в одном месте должны были собраться все люди, отвечавшие за тогдашний мир. Федеральная служба безопасности опубликовала ранее засекреченные материалы, раскрывающие детали подготовки СССР к Ялтинской конференции 1945 года. Среди документов под грифом «совершенно секретно» – планы обеспечения безопасности Иосифа Сталина во время его поездки в Крым. Согласно архивным данным, опубликованным РИА Новости и ТАСС, делегация во главе с вождем отправилась из Москвы 29 января в 16:30 на специальном поезде, утвержденном лично Лаврентием Берией. Состав включал 12 вагонов, из которых два были бронированными. Личные вагоны выделили Сталину, Берии, наркому иностранных дел Вячеславу Молотову и группе Генштаба под руководством генерала Алексея Антонова.

Маршрут поезда хранился в тайне: в документах вместо фамилий, названий населенных пунктов и времени прибытия оставляли пробелы. Эти сведения вписывались от руки только перед отправкой. Охрану состава возглавлял Николай Власик, начальник личной охраны Сталина, с подчинением 140 сотрудников НКГБ. Комендантом поезда назначили полковника Анатолия Есиаву, контролировавшего работу паровозных бригад, прошедших строжайшую проверку. Вдоль всего маршрута развернули «чекистско-войсковую охрану»: 679 транспортных чекистов, 35 агентов розыскных групп, 1078 железнодорожных милиционеров и 2691 боец войск НКВД. Для дополнительной безопасности впереди основного состава пустили контрольный поезд, проверявший состояние путей, а в хвосте следовал паровоз с 20 автоматчиками. Средняя скорость движения не превышала 33 км/ч, и через 44 часа, 31 января, делегация прибыла в Симферополь.

Три лидера встретились в Ливадийском дворце в Крыму. Ялтинская конференция стала не просто переговорами. Это был момент, когда три великие державы, готовящиеся завершить самую кровавую войну века, скрепя сердце, договорились: Европу – пополам, Германию – на зоны, и создать будущую ООН – чтобы «войны больше никогда не было». Всё было очень красиво – подпись бумаг с долгими реверансами, кто распишется первым, и клятвы в вечной дружбе.

"Наша священная миссия перед нашими народами – сделать так, чтобы люди по всему миру могли жить, не опасаясь войны, не нуждаясь, и в мире".

Политики Запада и Востока в 1945 году были опытны и дальновидны. Один вывел США из Великой депрессии. Второй взял империю, над которой не заходило солнце, в свои руки в темнейший час, пообещав лишь пот, слезы и кровь, но выиграл битву за Британию. А третий провел модернизацию страны, да так, что, столкнувшись со всей мощью легшей под Гитлера Европы, страна, заплатив великую цену, смогла устоять и начать побеждать.

Но не успела остыть пыль на улицах разрушенного Берлина, как уже в 1946 году Черчилль в своей фултоновской речи объявил о начале новой эры – холодной войны. Бывшие союзники моментально стали противниками, а мир снова оказался разделённым «железным занавесом». Так быстро договорённости, достигнутые в Ялте, оказались нарушены.

Сегодня, когда мир снова балансирует на грани глобальных конфликтов, всё чаще звучат разговоры о необходимости новой «Ялты», где лидеры могли бы договориться о мире. Но вот вопрос: можно ли верить новым соглашениям, если уроки прошлого показывают, как легко нарушаются даже самые торжественные обещания? Выигравшие войну лидеры хотя бы понимали цену словам. Сегодня прошлый президент США Байден путает Украину с Ираком, Трамп каждые пять минут меняет позицию, а Европа и вовсе пляшет под заокеанскую дудку и готова менять направление, словно флюгер. Кто поручится, что новая «Ялта» не превратится в фарс, где через пару лет договоры полетят в мусор?

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация