Авторские материалы "Молочники" планируют рост цен: что ждет потребителей?
Персоны
Торговые сети и производители ведут переговоры о возможном пересмотре цен на молочную продукцию. Повысить их на 5-10% намеревались крупные поставщики, о чем уведомили ритейл. При этом сети не спешат принимать новые условия и продолжают удерживать минимальные наценки по ряду позиций. В Минсельхозе признали рост себестоимости производства, однако отметили, что молочная отрасль – одна из наиболее поддерживаемых в агропромышленном комплексе. В ФАС заявили, что мониторят ситуацию и в случае необоснованного повышения цен могут применить меры реагирования. Подробнее – Мария Агафонова.
Необоснованное повышение цен – основание для применения мер антимонопольного реагирования, напоминают в Федеральной антимонопольной службе. Ведомство уже обратилось с запросами к крупнейшим производителям молочных продуктов – молока, сметаны, творога, йогуртов. Они требуют обосновать повышение цен, о которых те заявили торговым сетям.
Производители запланировали поднять с февраля цены до 10% на продукцию. Такие уведомления получили ритейлеры, которые продолжают сдерживать цены и вести переговоры с поставщиками.
Ключевой аргумент производителя – себестоимость. Затраты на корма, энергоресурсы растут. Так же как инфляция и системное повышение заработных плат работников.
Директор центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович отмечает, что цены сейчас растут «по периметру». Многие производители товаров и услуг поднимают цены. Одни предупреждают, другие – нет. По словам эксперта, это носит, к сожалению, полуобъективный характер.
ОСТАПКОВИЧ: Растет ставка по кредитам. Предприятия не могут брать кредит и пытаются как-то увеличить цену, чтобы сохранить рентабельность. Растут издержки по оборудованию, растут издержки на рынке труда. Сейчас как-то это принято. Это признак хорошего тона со стороны производителя – оповещения о повышении цен на товары. Сейчас все говорят о повышении цен.
Один из производителей отмечает, что, хотя он и повышал цены на продукцию недавно – в октябре прошлого года, многие виды сырья и упаковки с тех пор взлетели в цене. Сырье – молоко – подорожало на 15%, протеин – более чем на 30, и картон – на 7%. Многие настаивают на том, что дальнейшая реализация по текущим ценам будет экономически нецелесообразной. А пересмотр цен – вопрос критичный. Предприятия вынуждены повышать цены, чтобы сохранить рентабельность.
Более того, «молочники» обращают внимание на то, что основная доходность всегда в руках торговли, а не производства. В Молочном союзе приводят наглядный пример: наценка розничных сетей на сливочное масло порой достигает 100%.
Георгий Остапкович убежден, что там, где есть конкурентная среда, 100% наценка – это разговоры в пользу бедных.
ОСТАПКОВИЧ: Конечно, такой надбавки нет. По данным Росстата, масло пришло в более-менее нормальную позицию. У него был всплеск. Это довольно сложный продукт. Это нужно иметь молоко, у нас мало коров. Потом делать на импортном оборудовании масло. То есть издержки растут. Но никаких 100-процентных торговых наценок – об этом речи не идет.
Отреагировать успел и Минсельхоз. Там согласились, что действительно, рост себестоимости производства молока и молочной продукции – существенный. Но поспешили напомнить – молочная отрасль – одна из наиболее поддерживаемых в агропромышленном комплексе. Например, в 2024 году на ее поддержку выделили почти 81 млрд рублей – а это почти на 20 млрд больше, чем годом ранее.
Согласно статистике Росстата, в декабре прошлого года сметана стоила 340 рублей за килограмм – а это плюс 20% за год. Пастеризованное молоко прибавило 19% к стоимости за аналогичный период – почти до 90 рублей платит в среднем потребитель за литр. Ну а килограмм сливочного масла обойдется в 1200 рублей – что почти на 40% превышает показатели декабря 2023 года.
Что ожидать потребителям сейчас?
Главная задача регуляторов и государства, по мнению директора центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгия Остапковича – избежать роста цен выше инфляции.
ОСТАПКОВИЧ: То, что цена поднимется – к гадалке ходить не надо. Главное, чтобы она была в пределах инфляционного фона. В пределах – 6/8, максимум 10%. В среднем будет повышение цен на 10% по итогам года. Но это, опять же, средняя по госпиталю температура. Разные продукты ведут себя в ценовой динамике абсолютно по-разному.
Рост цен на сливочное масло и куриные яйца – эти продукты, напомним, вошли в состав социально значимых – пытается замедлить кабмин. Теперь производители не будут платить торговым сетям так называемые «бонусы» за их продажу.
На многие продукты из числа социально-значимых установят регулируемые запретительные цены. Продавцу скажут, что они не могут делать надбавку выше определенного уровня. Производителю – что они не могут устанавливать цену выше установленной регулятором. Однако регулируемые цены – не путь к победе, убеждены специалисты. Все это было во времена социализма. Регулируемые цены – это пережиток советской торговли. А сегодня должен работать рынок.