Картинка

Авторские материалы Итоговые проверочные: оценка работы не школьников, а учителей

15 апреля 2025, 13:06

Персоны

Кроме ЕГЭ и ОГЭ ещё ВПР и МЦКО – российские школьники приступили к написанию итоговых контрольных. Всероссийские проверочные работы ввели для определения уровня знаний школьников и контроля качества образования в российских школах. То есть по сути – это в большей степени оценка работы учителей, чем усердия учеников. Что означают эти аббревиатуры на практике и влияет ли полученная оценка на дальнейшую судьбу учащихся, выясняла Екатерина Косинец.

Достаём чёрные гелевые ручки, подписываем бланк, работу и черновик! Для тех, кому не грозит ЕГЭ и ОГЭ, тоже есть несколько загадочных букв. Ученики всех классов с 4 по 8, а также десятиклассники в этом году пишут ВПР – Всероссийскую проверочную работу. Русский и математику сдают все. В качестве третьего предмета четвероклашкам может достаться литература, окружающий мир или иностранный язык. Для остальных – проверочные будут по четырём предметам. И на основе случайного выбора они будут определены уже из более широкого списка – там может оказаться география, биология, для шестых и седьмых классов прибавляется физика, в восьмом это может быть химия.

Для детей всё должно выглядеть, как рядовая контрольная – утверждают в Рособрнадзоре. Никаких специально выделенных дней – дату написания работы школы определяют самостоятельно. Ученики пишут её в рамках урока (в некоторых случаях допустимо отводить два урока подряд). Никаких дополнительных материалов закупать не нужно, и подготовка как будто остаётся на личное усмотрение школьников – если это не мешает выполнению домашних заданий. Даже оценку обещают в дневник не ставить, потому что проверяют не школьников, а учителей – поясняет директор Санкт-Петербуржского лицея №369, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Константин Тхостов:

ТХОСТОВ: Школа выполняет государственное задание. Соответственно, обучение ребёнка осуществляется на основе финансирования государством образовательного процесса. Значит, государство не может оплачивая обучение не контролировать качество этого самого обучения. Поэтому и существует система всероссийских проверочных работ, которая даёт возможность оценить качество выполнения государственного задания образовательными организациями.

Результаты работы не должны влиять ни на итоговые отметки, ни на решение о переводе в следующий класс. Кроме того, по словам Константина Тхостова, для такого контроля как раз важно, насколько итоги работы совпадают с обычной успеваемостью учеников, отмеченной в журнале. Другими словами – это ещё и проверка объективности оценивания знаний школьников: не завышают ли и не занижают ли оценки учителя?

И даже если здесь обнаружатся расхождения, дальнейшие решения будут касаться работы образовательного учреждения. На второй год из-за плохо написанной ВПР детей не оставляют – утверждает Константин Тхостов:

ТХОСТОВ: Не могут! Совершенно чётко прописаны все регламенты прохождения ребёнком этапов образовательной траектории. Поэтому не надо беспокоиться, не надо переживать. Это вовсе никакого отношения не имеет к переводу ребёнка из класса в класс и со ступени на ступень. Всё регламентировано и прописано.

Москвичам немного сложнее. Они пишут работу под названием МЦКО. Расшифровывается как «Московский центр качества образования». И уже в этом названии, казалось, отражена основная задача – проверка работы образовательных учреждений. Однако в некоторых школах утверждено Положение об оценивании, где говорится, что оценки за МЦКО должны выставляться в журнал. Причём в некоторых случаях – с повышенным коэффициентом. То есть если ребёнок получил за работу 3, а установленный коэффициент – 4, то при расчёте годовой оценки, полученная тройка будет учитываться четыре раза. В тех образовательных учреждениях, где прямо не прописан такой порядок оценивания, это будет зависеть от решения администрации.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация