"Мадам Баттерфляй" на фоне Хиросимы: оперу представили в Доме музыки
В Московском Доме музыки прошла премьера новой, концертно-театральной версии оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй». У одной из самых популярных опер мира - колоссальная сценическая биография. Тем более, что подтекст этой истории - размышления о парадоксальной роли прогресса, скрытые под экзотической обёрткой, - очень благодатный материал для режиссёров. Знаменитый Роберт Уилсон, например, для «Опера Бастиль» ставил трагедию гейши в стилистике японского театра «Но», и спектакль долго считался культовым. Создатели этой постановки тоже претендуют на нестандартность решения.
Гейши спешат на работу. В этот день в Доме музыки их было особенно много. Знаменитую мадам Баттерфляй в одной из них пока ещё трудно узнать. Амалия Гогешвили в образе - лишь наполовину, но это лишь на первый взгляд.
«Героиня во мне, наверное, живёт изначально, это одна из моих граней, и с каждой постановкой новой пытаюсь найти что-то новое, чтобы было интересно и мне, и зрителю», - говорит оперная певица Амалия Гогешвили.
В новой постановке – новый партнёр, тенор из Бразилии Тьяго Аранкам, знавший не одну мадам Баттерфляй.
«Я исполнял партию Пинкертона в Бразилии, США, Италии и Франции. Но нигде у меня не было такой потрясающей партнёрши. Амалия восхитительна. Наши голоса настолько гармонично сочетаются, что хочется выходить с ней на сцену снова и снова», - признается оперный певец Тьяго Аранкам (Бразилия).
Японская история на этот раз представлена интернациональной командой, которая добавила российского, грузинского, бразильского и итальянского колорита. За пультом – дирижёр Джорджио Моранди.
«Этот шедевр Пуччини - один из моих самых любимых, ведь через потрясающую музыку мне открывается душа страны Восходящего солнца. Япония здесь в каждой арии, каждой ноте. «Мадам Баттерфляй» открыта для трактовок, и мы с Российским национальным оркестром постарались представить своё прочтение», - объяснил дирижёр Джорджио Моранди.
Решение этой постановки необычное - эта версия «Мадам Баттерфляй» позиционируется как концертно-театральная. Декораций как таковых нет, только огромные экраны с метафорическим видеорядом. Как сложится судьба новой постановки о той, что не смогла прожить с честью, но умерла с честью, пока до конца не ясно. В планах – тур по России и Европе. Столичная публика эту версию приняла, вот только видеоряд с кадрами жертв Хиросимы слишком нарочито проводил параллель с американцем, погубившим жизнь японской гейши.