85 лет со дня рождения Елены Образцовой
"Я очень рано стала мудрой – потому что много разных жизней прожила на сцене" – говорила Елена Образцова. Исполнилось 85 лет со дня рождения певицы. Мировое признание ей принесли безупречная вокальная техника и драматический талант. О её творческой судьбе – Дженнет Арльт.
Одна из главных партий Елены Образцовой – “Кармен”. Готовилась к ней с трепетом дебютантки и ответственностью профессиональной певицы. Впервые спела "Кармен" в 1972 году – переживала, как петь о любви, еще не испытав ее? Читала романы, слушала фламенко, даже побывала на корриде в Испании. "Я долго искала своё собственное видение этой роли и на это ушло 7 или даже 8 лет. Обычно Кармен в традиционном исполнении женщина своенравная, своевольная, которая бросает Хозе, а моя Кармен не бросает Хозе, она борется за своего Хозе, за сильного, большого, страстного человека. И моя Кармен счастлива, как в момент удара молнии, в момент смерти", – рассказывает певица.
Она пела Кармен лежа и выходила на сцену Большого театра босиком, что в то время было вызывающим и немыслимым! Кармен-Образцова сама бросалась на нож Хозе – это противоречило классической интерпретации этой роли. В 70-х в Барселоне “Кармен” в постановке Франко Дзефирелли стала сенсацией и подарила ей титул лучшей Кармен Испании. Легко и естественно она вошла в круг великих – её партнерами и друзьями были выдающиеся музыканты: Монтсеррат Кабалье, Мирелла Френи, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Герберт фон Караян, Клаудио Аббадо, Риккардо Мути. "В ней соединилось роскошный голос, прекрасное владение этим голосом, потрясающая внешность и уникальное драматическое мастерство. Вот это всё создаёт образ артистки, которую знает и любит до сих пор весь мир", – делится народная артистка СССР Тамара Синявская.
Её голос был от природы предназначен для воплощения бушующих романтических страстей, он идеально подходил для оперного репертуара. Но Елена Образцова подарила публике и эталонное исполнение вокальных миниатюр. Каждый год – новая камерная программа – с музыкой русских и зарубежных композиторов. Именно для Елены Образцовой Георгий Свиридов написал "Десять песен" на стихи Александра Блока. Вместе с Владимиром Мининым певица находила новые имена и открывала забытые партитуры. "Это в опере на тебя работает грим, свет, аксессуары, платье сценическое, в конце концов, развитие сюжета, а здесь ничего. Ты выходишь на сцену один, рояль и ты. Это очень тонкая работа, гораздо более тонкая, чем в опере, поскольку здесь надо публику держать в напряжении целый концерт. Это тончайшее искусство. Этим, конечно, отличается камерное от оперного, где более крупные мазки, скажем так, там пишут маслом, а здесь акварелью", – отмечает народный артист СССР Владимир Минин.
Елену Образцову волновали разные жанры. Она исполняла оперу, камерную музыку, романсы, оперетту, народные песни, джаз. В последние годы жизни начала писать стихии выходила на сцену в драматических спектаклях в постановках Романа Виктюка. В “Реквиеме по Радамесу” – вместе с Ольгой Аросевой и Верой Васильевой в ролях оперных примадонн. "Мы с ней будем на гастролях в Испании. В Севилье были. Вот ощущение, что в воздухе пахнет персиками, апельсинами, чем-то таким идём по дороге и лежит апельсин, она его поднимает, "Бог послал", начинает чистить "угощайтесь", это жест, да жест. Это говорит о том, что человек ощущает себя не как мировая звезда в жизни, а как обычная нормальная русская женщина", – добавляет Владимир Минин.
Четверть века назад Образцова основала Международный конкурс молодых оперных певцов, там начинали Юлия Лежнева, Ильдар Абдразаков, Владислав Сулимский, Роман Бурденко. Певица создала Благотворительный фонд поддержки талантливой молодежи. Она говорила, что сначала умрет, и только после перестанет петь. В её учениках продолжает жить её имя и её дело. "Мне кажется, когда я умру, там, в другом мире будет свой театр. И там я тоже буду петь. Ведь всё, что мы играем, уже было когда-то", – говорит оперная дива.