В "Царицыно" открылась выставка "Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка"
Сад как победа над хаосом! В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка "Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка". Здесь представлена история садового искусства от эпохи Возрождения до нашего времени. Кто победил в "войне садов", что такое "парк чудищ" и сад-лабиринт – узнала Ксения Егорова.
Если бы не эта книга, история парков Европы могла бы пойти совсем по-иному сценарию. Роман Франческо Колонны 1499 года издания "Гипнэротомахия Полифила" с многочисленными иллюстрациями и воображаемыми садами, многие из которых потом стали реальными регулярными парками Европы. "Это как раз граница между очень простыми садами XV века и гигантcким миром садов, который не заканчивается нигде. Здесь фантазия настолько буйная, что она осуществилась, только не в XV, не XVI веке, а в XVII, в Версале", – рассказал автор выставки Борис Соколов.
О Версале и его строгой геометричности, а также о необычном состязании – войне садов Людовика XIV и его министра финансов Николы Фуке, который создал парк Во Ле Виконт. Исследователь и знаток паркового искусства Борис Соколов собрал лучшие парки мира вместе, чтобы у зрителя была возможность сравнить пышные сады Италии, Испании и Португалии и строгие Голландии и Дании. Парк как сценарий, который можно пройти по разным тропинкам – тут и само оформление выставки поручено театральному художнику.
Нана Абдрашитова, художница, сценограф: "Конечно, мы в театре привыкли, что пространство ведет за собой и диктует правила игры. В экспозиционной архитектуре это стало очень востребованным, поэтому зовут театральных художников заниматься архитектурой выставок".
Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника "Царицыно": "Эта выставка с одной стороны для профессионалов, и у нас на открытии много ландшафтных архитекторов, но с другой – для обычных посетителей, чтобы они расширяли свой кругозор. Но и для садоводов любителей, чтобы они смогли прежде чем реализовывать свои маленькие сады, смогли посмотреть как это существует в большом стиле".
Сады и парки влияли не только на мировосприятие посетителей, но и друг на друга – так каскад в парке замка Сен-Клу стал прототипом Большого каскада в Петергофе, а Версаль вдохновил создателей парка Королевского дворца в Казерте. Здесь по-особому действовало не только пространство, но и время. Об этих сценариях, воплотившихся в ландшафтном искусстве, человечество размышляло несколько столетий.
Выставка – путешествия сквозь сады, которые были и нашим представлением о рае, и метафорой земного пути – самый любопытный посетитель доберется до этого лабиринта. Ведь заблудиться в саду – это означает потерять себя и обрести заново. Впрочем в Царицине, которое само по себе парк – шедевр, изучать эту науку можно не только в теории.