Еврейский музей и центр толерантности открывает выставку о женщинах-режиссерах
Постскриптум к 100-летию Татьяны Лиозновой. Еврейский музей и центр толерантности открывает выставку, посвященную женщинам-режиссерам – от пионерок дореволюционного синематографа до представительниц нового поколения. Муса Мстоян осмотрел экспозицию.
Фильм "Семнадцать мгновений весны", пожалуй, самая известная работа Татьяны Лиозновой. Изначально она должна была работать над экранизацией другого романа Юлиана Семёнова. Но режиссер была впечатлена именно этим текстом про Штирлица, и за сценарий пришлось бороться. К тому моменту его уже продали "Ленфильму", но Лиознова настояла: "Снимать буду я!".
"Лиознова в этом смысле была человеком и сильным, и системным. Она заставила Юлиана Семёнова расторгнуть тот контракт, вернуть аванс и стала с ним работать", – рассказал куратор выставки Вячеслав Шмыров.
Начинается экспозиция о женщинах-режиссерах рассказом о тех, кто был до Лиозновой. Эсфирь Шуб называют пионером документального монтажного кино. Ее лента "Падение династии Романовых" сегодня считается классикой авангарда. А вот ее другу и коллеге Дзиге Вертову лента не понравилась. Написал жесткую рецензию.
"Уничижительные совершенно слова, холодные, непонимающие. Это печатный текст, а внизу от руки, очень по-женски, очень иронично написано: "Мелкий ты человек, Дзига. Жалею. Эсфирь", – добавила куратор выставки Нина Гомиашвили.
Современницы Лиозновой. Лариса Шепитько фильм "Восхождение" специально сняла черно-белым. Кира Муратова – член американской киноакадемии. Самый плодотворный период – в годы перестройки, когда представляла зрителю новые лица на экране. Маргарита Барская – основоположник детского кино. Ее "Рваные башмаки" ознаменовали новый период.
"Она была... душа нараспашку. Фильмы, которые она делала, и то внимание, то место, куда она направила свое внимание, – это дети как таковые. Не тема детей, а дети как таковые. Дети у нее начали разговаривать. Она дала возможность детям говорить в кадре", – пояснила Нина Гомиашвили.
Эта выставка – исследование, призванное ответить на вопрос, кто такие женщины-режиссеры прошлого века и что их отличает от нынешних представительниц профессии.
"Это постскриптум к столетию Татьяны Лиозновой и исторический экскурс в то, как женщины занимали когда-то мужские позиции, позиции режиссеров. Кто-то – потому что их мужья были режиссерами, кто-то – потому что это призвание", – подытожила исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская.
Завершают выставку интервью с женщинами-режиссерами дня сегодняшнего. Пустое кресло – словно приглашение войти в мир искусства и занять в нем свое место.
