13 марта 2025, 18:40 13 марта 2025, 19:40 13 марта 2025, 20:40 13 марта 2025, 21:40 13 марта 2025, 22:40 13 марта 2025, 23:40 14 марта 2025, 00:40 14 марта 2025, 01:40 14 марта 2025, 02:40 14 марта 2025, 03:40 14 марта 2025, 04:40

Шедевры лицевого шитья представлены в Сергиевом Посаде

  • Картинка
  • Шедевры лицевого шитья представлены в Сергиевом Посаде
  • Картинка
    Шедевры лицевого шитья представлены в Сергиевом Посаде
  • Шедевры лицевого шитья представлены в Сергиевом Посаде
Самый древний экспонат – плащаница "Положение во гроб" работы греческих мастеров.

В Троице-Сергиевой лавре открылась выставка из коллекции Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Церковные ткани XV–XVI веков впервые показывают на выездной экспозиции. Шедевры лицевого шитья северных монастырей рассмотрела Юлия Струкова.

Девять произведений лицевого и орнаментального золотого шитья – это пожертвования, вклады в Кирилло-Белозерский, Ферапонтов и Горицкий монастыри. Самый древний экспонат – плащаница "Положение во гроб" на помин души иерея Маниуила Амбартатопулоса – работа греческих мастеров. Остальные – шедевры русских золотошвей.

"Ефросинья Старицкая – опальная княгиня. Она находилась в Горицком монастыре, проживала во время опалы и приходила на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Во время своих посещений Кирилло-Белозерского монастыря она вкладывала в него уникальные предметы шитья", – рассказала куратор выставки Елена Щурина.

Ефросинья Старицкая – основательница мастерских, работавших сначала в Москве и Старицах, позже – в Горицком монастыре. Одним из самых крупных заказчиков был Иван Грозный. Пелена "Святая Троица ветхозаветная" – вклад Анастасии Романовны, его первой жены. Рядом – покров с образом преподобного Кирилла Белозерского, подаренный Марией Нагой.

Сохранившихся пелён с тончайшей вышивкой Ефросиньи Старицкой почти не осталось. Они ветшали, и горицкие монахини уникальное шитье спарывали и чинили. Есть три фрагмента, которые мастерицы перенесли на оплечье фелоней в XIX веке. Рядом с шитьем – драгоценные предметы из Сергиево-Посадского музея. Экспонаты двух музеев объединяют имена вкладчиков. Икону с образом Кирилла Белозерского пожертвовал Иван Грозный.

"Три остальных предмета связаны с Марией Владимировной Старицкой, княгиней Ливонской – последней представительницей рода Старицких. Это кресты наперстные. Троице-Сергиев монастырь находился в шестимесячной осаде, она спасалась здесь от польско-литовских интервентов, и тогда, видимо, она подвесила эти вещи к иконе "Троица" письма Андрея Рублева", – поделилась куратор выставки Галина Черкашина.

Между Троицкой обителью и Кирилло-Белозерской – многовековая связь. Преподобный Кирилл Белозерский – продолжатель монашеского служения Сергия Радонежского.

"Сравнивали по значимости, богатству и представительности Троице-Сергиев монастырь с Кирилло-Белозерским. Это крепости, и не только духом укрепляли они русский народ", – добавила заместитель директора по научной работе Сергиево-Посадского музея-заповедника Светлана Николаева.

Сейчас активно налаживается тесное сотрудничество между двумя музеями.

"Экспозиция Сергиево-Посадского музея – это те образцы, на которые мы ориентируемся, и поэтому показать здесь наши вещи – это не столько задачи, сколько честь", – отметил генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.

Все экспонаты впервые покинули стены Кирилло-Белозерского музея. Кроме пелены "Явление Богоматери преподобному Кириллу Белозерскому", которая была представлена в 2010 году в Лувре на выставке "Святая Русь".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация