О чем предупреждает фильм "2073"?
Фильм британского режиссера Азифа Кападиа "2073" – гибрид документалистики и научно-фантастического игрового кино. Как будет выглядеть мир через полвека, если худшие опасения современного человека окажутся явью? Ответ в авторской рубрике Станислава Анисимова.
Назад в будущее: фильм "2073" представляет пессимистичную картину того, что ожидает нас через 50 лет. И где здесь документалистика, а где фантастика – еще надо разобраться. Режиссером этой ленты стал британский документалист Азиф Кападия. Жанр своей новой работы он определил как научно-фантастическая докудрама. Специфический микс в духе нашего времени. Хотя речь в ленте идет о недалеком будущем.
2073 год. Америка пережила катастрофу. Тоталитарный строй, контроль и слежка за выжившими, экологический кризис. За кадром – рассказ главной героини по имени Призрак. Она скрывается от властей, нелегально живет в Сан-Франциско. Параллельно мы видим комментарии ученых о проблемах нашего времени, которые приведут к катастрофе.
"Я не планировал снимать научную фантастику. Хотел сделать фильм ужасов, посвящённый нашему будущему", – говорит режиссёр Азиф Кападия.
Обозреватели уже успели назвать новый фильм Азифа Кападии гневным воплем режиссера против авторитарных сил. В фильме "2073" две части: документальная и постановочная. Последняя – постапокалиптическая история Призрака, вдохновлена фотофильмом французского авангардного режиссера Криса Маркера "Взлетная полоса". Главный герой: заключённый, вынужденный согласиться на эксперимент – путешествие во времени. Он отправляется в прошлое, а затем и в будущее. Это единственный художественный фильм Маркера. Его структура – временная петля, которая и возвращает нас к концепции фильма "2073".
Прошлое, по отношению к 2073 году, Азиф Кападия воссоздает благодаря использованию документальных кадров из разных стран – сквозной образ: катастрофы, разрушения, бедствия. То, что уничтожает привычный нам мир. И это кадры, которые мы видим в новостях сегодня.
Мир будущего, время когда живет Призрак – руины. Заброшенный торговый центр. Беспилотники-наблюдатели, которые помогают авторитарному правительству, возглавляемому Иванкой Трамп, оцените иронию, контролировать выживших. И, конечно, отравленный воздух – атмосфера оранжевого цвета. Типичные штампы постапокалиптической истории. В чем же новаторство режиссера, его эксперимент?
В том, что он неявно, но достаточно эффектно совместил документальные и постановочные кадры в некоторых эпизодах. И плавность этих переходов, невидимые склейки двух реальностей – одних повергли в шок и ужаснули, других заставили в очередной раз задуматься о границах допустимого в документалистике.
Жанровый эксперимент оказался на удивление эффектным. И, пожалуй, главное, что отличает фильм Азифа Кападии от работ его предшественников – это радикальность взгляда на настоящее и оценка последствий тех событий, которые разворачиваются здесь и сейчас. Получается, что будущее – это мрачная версия настоящего? Так ли это – узнаете из фильма, если конечно соберётесь его один раз увидеть. В ближайшее время.
