В Москве представили выставку работ Николая Гущина
Выставку работ Николая Гущина представил Дом русского зарубежья совместно с Саратовским художественным музеем. Яркий представитель экспрессивного символизма, он регулярно принимал участие в экспозициях по всему миру, но оказался забыт в родной стране. О творчестве "известного неизвестного" – Евгений Краков.
Это автопортрет Николая Гущина, который он написал после возвращения из эмиграции. На чужбине был известен, популярен и успешен – его выставляли в Европе и в Китае – от Лондона и Парижа до Пекина и Харбина. А вернувшись домой, уже в Советский Союз, он оказался будто не к месту. Вместо огромной мастерской во Франции он стал ютиться в восьмиметровой комнате саратовской коммуналки. Это чувство своей ненужности и нашло выражение в портрете, где заячья шапка-ушанка соседствует с внешностью дореволюционного интеллигента.
"Когда возвращался, пребывал в иллюзиях. Он не совсем понимал ту специфику положения в стране. Хотел вступить в союз художников, выставляться, преподавать, но достаточно быстро получил клеймо формалиста, его не пускали на выставки за счёт специфики его искусства", – рассказывает заведующая отделом современного искусства Саратовского художественного музея им. Радищева Елена Дорогина.
Николай Гущин учился в Москве у мастеров Коровина и Малютина. В годы Гражданской войны он вынужденно стал художником пути – от белого террора он уехал из Перми в Китай, потом были Франция и Монако. На родину Гущин пытался вернуться не раз. Получилось только после Великой Отечественной. В Саратове он прожил до конца своих дней. Здесь – более 60 картин, а также документы и редкие фотографии художника.
"Основное наследие его хранится в Саратове. Не было распыления работ по другим музеям. И исходя из этого, в Саратове он очень известный, а выставок в других городах не было. И сегодня выставка – это первая ласточка", – делится коллекционер Андрей Морозов.
Гущин писал и портреты, и пейзажи, и натюрморты. Его стиль – экспрессивный символизм. В его основе – рельеф, который создаётся многими слоями яркого цвета. Фактура его работ напоминает россыпь драгоценных камней, каждый из которых блестит и переливается. Гущин верил, что художник – это демиург, который через творчество может постичь тайны Вселенной А это последняя работа живописца – концентрированный авторский стиль Гущина. Сгорающий от болезни, почти при смерти, он написал эту картину с простым посылом: не забывайте меня. Потому и изобразил незабудки.
"У Гущина совершенно особая манера письма, ни на кого не похожая. Такой художник уникальный в пространстве русского искусства. Неслучайно когда он жил во Франции, его даже хотели относить к художникам французской школы", – отмечает Елена Дорогина.
Несмотря на конфликты с властью, отечественные художники высоко ценили Николая Гущина. Его знали люди искусства по всей стране, он дружил со многими знаменитостями – такими как Окуджава и Евтушенко, а в самом Саратове он стал легендой, и целые поколения художников считали его своим главным учителем.
