Спор о наследии Михаила Булгакова
На днях ведущие деятели культуры обратились в Союз писателей России с просьбой провести экспертную и юридическую оценку попыткам потомков запретить наследие Михаила Булгакова. Права на произведения, которые давно уже стали общественным достоянием и даже культурным кодом, регулярно становятся предметом споров. Кстати, по этой причине не все военные песни, которые многим знакомы с детства, могут звучать даже в День Победы. Илья Филиппов попытался понять, принадлежит ли искусство народу.
Булгакова сегодня запрещает не цензура, как это случалось в советский период – Булгакова запрещают потомки. Выборочно: кому-то можно ставить на сцене и снимать в кино, кому-то нет. Об этом рассказал в агентстве ТАСС руководитель патентного ведомства.
"К нам поступило обращение от Константина Богомолова, который просит дать юридическую оценку. Провести экспертизу. Обращение внимания с творчеством великого русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова – это требование времени", – говорит президент Евразийского патентного ведомства Григорий Ивлиев.
После смерти Михаила Афанасьевича в 1940 – права на литературное наследие получила Елена Сергеевна Булгакова. После её смерти – в 1970 – её сын, а позже – её внук. Булгаков – конечно, сегодня мировое достояние. Им он стал уже после смерти, а точнее – после публикации Мастера и Маргариты.
"Что касается публикации Мастера и Маргариты – здесь огромную роль сыграл Константин Симонов. К которому эта вещь попала, который просто влюбился в неё, которому она безумно понравилась. И Симонов, пользуясь своим авторитетом, он приложил все усилия для того, чтобы этот роман увидел свет. И роман был опубликован в журнале "Москва" в конце 66-го – начале 67-го года", – делится писатель, ректор Литературного института им. Горького Алексей Варламов.
Мистический роман неоднократно экранизировали. Юрий Кара – в 1994, Владимир Бортко – в 2005, Михаил Локшин – в 2024. О состоявшихся фильмах все знают. А были и не состоявшиеся. По закону права на произведения после смерти автора передаются потомкам на 70 лет. Казалось бы – они давно истекли. Но если произведение само вышло в свет после смерти создателя – то 70 лет отсчитывают с момента публикации. Так и произошло с "Мастером и Маргаритой" или "Собачьим сердцем". Их ставят повсеместно – но периодически возникают конфликты с правообладателем. И буквально созвучные примеры – это песни военных лет… Они особенно актуальны к празднованию Дня Победы. Но исполнять их неожиданно запрещают.
Синий платочек в исполнении Клавдии Шульженко – это, конечно, символ. То самое всеми признанное народное достояние. Которое вдруг словно заблокировали.
"Яркий пример фестиваль Дорога на Ялту, где иностранцы поют песни о Великой Отечественной войне, например, он не может взять в свой репертуар песню Синий платочек потому что сын автора этого произведения выставляет, по сути, запретительные цены", – рассказывает депутат Госдумы РФ Алексей Говырин.
"О каком патриотизме может идти речь. Скажем в случае с внучкой замечательного фронтового поэта Евгения Долматовского. Татьяна Долматовская, которая проживает в Лондоне и имеет все права авторские на произведения своего дедушки. Запрещает исполнять в России песню "Дорога на Берлин"", – говорит автор программы "БесогонТВ", народный артист РСФСР Никита Михалков.
Чтобы песни как народное достояние всё-таки звучали – потребовалось внести изменения в федеральный закон "Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной Войне".
"Вот когда мы его применим, сейчас же будет празднование 9 мая. Тут мы и посмотрим на то, какая будет реакция", – делится первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по культуре, заслуженная артистка РСФСР Елена Драпеко.
