Интервью Могучий: Я учил строительные термины и таскал горшки с цветами
Персоны
Санкт-Петербург второй раз за последний месяц подтверждает свой статус культурной и театральной столицы. Вслед за Мариинским театром, открывшим новую сцену, двери для зрителей распахнула Александринка-2. Это не просто новая театральная площадка, а настоящая творческая лаборатория, в которой к услугам режиссёров и актёров арсенал - новейшего технического оборудования, c помощью которого можно сделать из любого спектакля фантастический перформанс. Об Александринке культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский беседовал с художественным руководителем Большого драматического театра имени Товстоногова в Санкт-Петербурге и руководителем новой сцены Александринского театра Андреем Могучим.
Заславский: Гость радио "Вести ФМ" сегодня - художественный руководитель Большого драматического театра имени Товстоногова в Санкт-Петербурге и руководитель новой сцены Александринского театра Андрей Могучий. Хотя на самом деле это как раз я сижу в стенах новой сцены Александринского театра, именно здесь мы записываем этот разговор. Но, тем не менее, я приветствую вас. Добрый день.
Могучий: Добрый день.
Заславский: Первый вопрос. Пройдя по этим этажам и посмотрев, как вы здесь проводите несколько минут до начала нашего разговора, сразу хочется спросить: есть ли что-то из физической работы и интеллектуального труда, которые вы проделали впервые в те месяцы и два года, что все это строилось, чего не делали до этого никогда?
Могучий: Я выучил огромное количество терминов, связанных со строительной технологией, например. Я сейчас, может быть, в экстремальной предстартовой ситуации их снова забыл. Но то, что я должен был погрузиться во всякие незнакомые мне и неведомые... Ну, они отчасти мне ведомы по первому образованию - области инженерной. Но это факт. То есть я должен был включиться в огромное количество не просто каких-то иных смыслов (я имею в виду, связанных с компьютерной техникой или интернет-технологией), но и понять способ мышления людей, с которыми я общаюсь. Это было, может быть, одной из самых неожиданных для меня вещей. Живущие рядом в Петербурге мыслят и формулируют, артикулируют свои мысли совершенно по-разному. От этого было много казусов. Я сильно напрягался - в том смысле, что я изучал какую-то новую для себя лексику физического труда. Ну, не знаю... Сегодня вот цветы таскал в фойе, например. Привезли огромное количество цветов, а грузчики не пришли, и я начал таскать цветы. Не то что я первый раз перетаскивал горшок с цветком с места на место, но в таком количестве, наверное, впервые.
Заславский: Мне однажды рассказали замечательную историю про то, как одному очень известному футбольному тренеру очень известной футбольной команды пришло письмо от какого-то нобелевского лауреата по физике, который подверг существенному математическому анализу игру их противников и практически представил ему алгоритм работы во время матча той самой команды противника. А этот тренер информацией пренебрег. В итоге команда проиграла. Его сняли, с ним разорвали контракт, у него появилось много свободного времени. Он взял эти 20 страниц компьютерного текста, начал читать и понял, что если бы он прочитал это перед матчем, он бы, наверное, выиграл эту важную для него игру.
Могучий: О, хорошая история. На самом деле это правильно.
Заславский: То есть вдруг становится открытием, что и стройка сегодня - тоже такое высокотехнологичное, IT-инновационное пространство.
Могучий: Я забыл сказать, что на самом деле строительные термины тоже приходилось осваивать за это время.
Заславский: Я знаю только "майна" и "вира".
Могучий: Нет, я сейчас не буду грузить всякими волшебными словами. Но, кстати говоря, что касается БДТ - там еще и экономическое образование приходится на ходу схватывать, потому что... Короче, этот год у меня образовательный, я действительно должен был влезать в очень многие области, которых раньше совершенно не представлял и не собирался касаться, должен был их изучать. И мне это нужно для того, чтобы я мог апеллировать ситуации. Например, вчера у меня был разговор с неким молодым режиссером. Это в ответ на то, что надо знать алгоритм работы другой команды. Этот молодой режиссер попал в мультимедиастудию и работал с большим количеством технологий. Я ее спросил: "А ты вообще знаешь, как она работает?" Она говорит: "А почему я должна это знать?" И в этот момент я понял, что невозможно ничего сделать, не зная хотя бы на каком-то примитивном уровне, каким образом все это работает. Просто доверяться техникам или художникам, которые этим владеют. Надо знать всё. Я давно в театре это понял, что надо знать, как монтировщик забивает гвозди, как он их выдергивает... В общем, достаточное количество знаний, которые в театре нужны, и ровно для того, что это твой инструмент. Так и здесь. И стройка в этом смысле как часть театра тоже очень важна.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью