Картинка

Интервью Слово "тьютор" напугает многих

16 июня 2013, 12:53

Персоны

В российских школах планируют введение новой административной единицы - тьютора. Он заменит классного руководителя. Об этом Елена Щедрунова беседовала с научным руководителем Института проблем образовательной политики Александром Адамским и членом правления Межрегиональной тьюторской ассоциации Юлией Зотовой в эфире радио "Вести ФМ".

Щедрунова: Здравствуйте, у микрофона Елена Щедрунова. Министерство образования и науки России планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы. В школах российских появятся тьюторы. Они, кстати, появились уже в ходе эксперимента в нескольких регионах, итоги пока не подведены. Но это слово "тьютор", я думаю, многих просто напугает. Вот собственно чтобы не пугаться родителям, мы сегодня и попробуем разобраться, кто же такие тьюторы. У нас в студии научный руководитель Института проблем образовательной политики Александр Адамский. Александр Изотович, здравствуйте.

Адамский: Здравствуйте.

Щедрунова: И член правления Межрегиональной тьюторской ассоциации Юлия Зотова. Юлия Александровна, здравствуйте.

Зотова: Здравствуйте.

Щедрунова: Самый первый вопрос: вот зачем брать иностранные слова, например, tutor? Неужели нельзя было сразу использовать какой-то русский аналог? Кто готов?

Адамский: Я думаю, что в Америке аналогичный вопрос задают по поводу "спутника" - неужели нельзя... Так сказать, в Америке используется слово "спутник", потому что первый спутник появился. Так и здесь. Есть право первородства, такой педагог, такой учитель появился впервые в Англии. Я думаю, что Юлия Александровна расскажет более подробно про эту историю. И она началась в середине 80-х годов, когда мы начали изучать иностранный опыт.

Щедрунова: И она у нас началась в середине 80-х годов?

Адамский: Да, обсуждение, только обсуждение этого всего.

Щедрунова: В 80-х годах прошлого века.

Адамский: Да, прошлого века. То есть этой истории уже вот без малого 30 лет.

Щедрунова: Но тем не менее, Юлия Александровна, есть же русское слово "наставник". Как мне кажется, оно вполне соответствует английскому tutor. Разве нет?

Зотова: Нет, не соответствует, ровно в том, что наставник, он наставляет на некий правильный путь. Для тьютора самое главное, что нет одного правильного пути для всех, и он сопровождает человека в его индивидуальном пути. И для нас это очень важное различие - именно способность человека двигаться самостоятельно и необходимость сопровождать его особым образом. Потому что есть периоды в жизни, такие особые периоды переходов, есть периоды очень сильной неопределенности, где наставление может помешать. И в мире, который быстро меняется, в котором слишком много норм разных, человеку найти свой путь становится очень важно, именно свой. И здесь наставник - это совсем другая задача, совсем другая позиция.

Щедрунова: Я думаю, это зависит от наставника на самом деле. И в русской традиции наставничество, ну я не знаю, там гувернер или наставник, по большому счету.

Адамский: "Гувернер" - это хорошее русское слово...

Щедрунова: Нет, я имею в виду, что кто-то говорил "гувернер" на французский манер, а кто-то говорил "наставник", мне так кажется. Но тем не менее, вернемся к тьюторам. Уж коли это пришло из Великобритании, а точнее из Англии, так историю вопроса, если можно, Юлия Александровна.

Зотова: Вкратце, действительно тьюторы появились в 14 веке в Оксфорде и в Кембридже, и это была действительно такая особая позиция, на которой держалось очень много, все основное пространство. Студент оказался в ситуации, где вокруг много профессоров, они не читали один и тот же курс много лет подряд, все время были разные возможности, содержание все время менялось. И вот был человек, который держал это пространство, из года в год он про него понимал все больше и больше, и он мог сориентировать человека, учитывая его особые потребности, чем можно воспользоваться, куда можно двигаться. Так же важным было то, что профессор не был озабочен тем, что одно и то же содержание должно было у всех обязательно быть освоено. Поэтому профессор читал свой курс и уходил, и студент оставался один на один с ситуацией освоения. И вот эту ситуацию индивидуального освоения сопровождал тьютор.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация