Интервью Дмитрий Коган о визуализированном Вивальди
Персоны
Как визуализировать "Времена года" Вивальди? Скрипач Дмитрий Коган о творчестве и своей жизни.
Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя – это скрипач Дмитрий Коган. Здравствуйте.
Коган: Добрый день.
Заславский: И мы беседуем между двумя большими концертами, в которых вы представляете свою такую вот придуманную вами программу – это "Времена года. Вивальди и Пьяццолла". Скажите, вот придуманная программа, она уже какое-то время вами эксплуатируется. Что вы меняете в ней?
Коган: В музыкальном материале я, к счастью, все-таки ничего не придумываю.
Заславский: Ни одной ноты Вивальди новой не нашли.
Коган: Ни одной ноты я новой не нашел и уважительно отношусь к тексту. А вот расширить понимание музыки путем визуализации – я считаю, что это возможно. Потому что мало кто знает, кроме музыкантов и музыкальных критиков, что Вивальди "Времена года" – это тематическое произведение, и произведение, в котором под каждой практически строкой музыки написано композитором то, что происходит в данный момент. Допустим, это поет кукушка, или это спит пастух, или это пьяный человек, или это сбор урожая крестьянами. И вот мы решили пару лет назад сделать такой эксперимент и вывести это на экран синхронно с музыкой – то, что написано у Вивальди. Чтобы пьяный – это был пьяный, кукушка – это была кукушка, и спящий пастух – это был спящий пастух. Примерно так.
Заславский: Но ведь, наверное, в таком случае вам было бы интересно, чтобы, ну я уж не знаю, как тут, ну Спилберг не Спилберг, но чтобы был человек конгениальный Вивальди, вот этот визуализированный.
Коган: Может быть, когда-нибудь мы до этого дойдем. Мы сделали сначала одну проекцию, потом мы сделали вторую, вот эта уже третья проекция, вот как-то оптимизированная. Каждый год делаем новую проекцию. Ну, я не знаю, со Спилбергом или с человеком уровня Спилберга удастся когда-нибудь сработаться или нет, вот этого я не знаю. Я немножко боюсь, что если Спилберг сделает проекцию, то тогда никто не будет уже слушать музыку. Это будет так потрясающе, что кто и что играет – будет находиться на абсолютно втором плане. Тут все-таки проекция не должна помешать основному действию – это восприятие музыки Вивальди.
Заславский: Мне всегда интересно, когда речь идет о династии, существует ли какой-то спор и несогласие… Да, вот вы сказали, может быть, это вообще самое интересное, то, что меняется и открываются новые смыслы в музыке, приходит какое-то новое понимание, какая-то неожиданная новая глубина (ну в данном случае в этих двух сочинениях, которые вы взяли). Как я понимаю, дедушка не застал, великий скрипач Леонид Коган не застал того момента, когда вы взяли в руки скрипку?
Коган: Вы знаете, можно сказать даже по-другому – я не застал дедушку. А дедушка… ну, он застал меня, но мне было три-четыре года, когда он умер.
Заславский: Да-да-да.
Коган: Я его не застал точно, и, к огромному сожалению для меня, я только по рассказам бабушки, по его записям, по кинохронике с ним знаком, вот только так, можно сказать, заочно.
Заславский: Но вот, тем не менее, вопрос я хотел вот какой вам задать. А вы с ним часто ли спорите по поводу тех или других музыкальных интерпретаций?
Коган: Я не сказал бы, что я вообще с кем-то спорю. Просто музыкальная интерпретация – это такая субъективная вещь, как и другая любая интерпретация. Мне кажется, что вот насколько каждый человек разный, настолько и интерпретация разная. Это абсолютно нормально и естественно, по-другому быть просто не может. Плюс к тому, мой дед творил и работал, и жил совершенно в другое время – в эпоху тотального запрета, когда каждый музыкант его уровня был одновременно героем государства и беззащитным его слугой, когда он не мог взять, поставить ту программу, которую он бы хотел сыграть, он должен был ее вынести на какое-то бюро, на какой-то совет, и этот совет должен был ее принять.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью