Авторские материалы "Королева Испании": пафос свободолюбия в стиле ретро
В России в прокат выходит фильм "Королева Испании" - ироническая история о кинематографе в Голливуде и Европе полвека назад. Главную роль сыграла самая, наверное, знаменитая испанская актриса Пенелопа Крус. Продолжение культовой картины "Девушка моей мечты" оценил кинобозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Самый простой, хоть и не вполне честный, способ описать "Королеву Испании" - сказать, что это примерно как "Да здравствует Цезарь!" братьев Коэнов, только на испанский лад. Так-то оно так - перед нами опять комедия, снова синефильская, и, конечно же, ретро, в центре которой кинематографические интриги полувековой давности, из эпохи, которую никто из нас не застал, но о которой каждый слышал. Но не вполне честен этот путь, потому что скромный испанский режиссер Фернандо Труэба, конечно, - совсем не Коэн, и сил и денег у него поменьше, и ресурсы не так внушительны, и знаний кино, да и просто таланта меньше, и замах соответствующий. Хотя у Труэбы тоже есть "Оскар" за лучший иностранный фильм, но это было давно, еще в прошлом веке. Давным-давно он сделал и картину "Девушка твоей мечты", тоже киноманскую и тоже антифашистскую, о съемочной группе, решающей спасти еврея от концлагеря.
"Королева Испании" - продолжение той ленты, но вполне независимое, смотреть его можно даже не будучи знакомым с предысторией. Тем более что в главной роли - Пенелопа Крус, безусловная королева среди испанских актрис современности, а на нее просто смотреть, даже на фото, - уже удовольствие, а видеть ее в такой колоритной роли - удовольствие сравнительно редкое. То есть Труэба - не Альмодовар, но Пенелопа все та же: горячая, невыдержанная, самоироничная, блестящая во всем красавица и умница. Как, в сущности, и ее героиня по имени Макарена Гранада.
По сюжету, она - как сообщают нам еще на начальных титрах - бежала с родины в Голливуд от франкистского режима и прославилась там удачным замужеством и громким разводом, ну, и "Оскаром" заодно. А теперь пришло время возвращаться в Испанию: война закончилась, хотя Франко продолжает стоять у руля, американцы - снова желанные гости здесь.
И вот международная суперпродукция - исторический эпос об Изабелле Кастильской, "Королева Испании", с американским режиссером - одноглазая пародия на престарелого Джона Форда - и Макареной в заглавной роли. Но это лишь завязка. На самом деле, кино - только обрамление для хитроумной и трогательной истории побега из тюрьмы Бласа Фонтенероса, бывшего режиссера и друга Макарены, который брошен за решетку без надежд выйти оттуда. И киношники объединяются, чтобы попробовать спасти старого друга.
Костюмные сцены, откровенно пародийные, не мешают пафосу свободолюбия - как политического, так и связанного с извечными принципами площадного искусства, к которому здесь приравнен и кинематограф - старый, нелепый, картонный и неописуемо трогательный. В общем, если вы любите классику кино и ненавидите тоталитаризм, и тем более если неравнодушны к прекрасной Пенелопе, это фильм для вас.