Картинка

Авторские материалы Штрафование пешеходов – в теории и на практике

1 апреля 2025, 12:54

Персоны

На улицах столицы за пешеходами начали следить видеокамеры. Их устанавливают на светофоры пешеходных переходов. И соответственно эти камеры будут фиксировать нарушения пешеходами правил дорожного движения на переходе. Как работает такая система распознавания, выяснял Сергей Гололобов.

Первые пешеходные светофоры нового типа появились еще в начале прошлого года на Бережковской набережной. Сейчас их стало больше. В том числе на Мясницких воротах. Над верхней светоинформационной секцией установлены маленькие видеокамеры и блок ИК-подсветки. Причем направлены поперек автомобильного потока. То есть отслеживают они именно перемещение пешеходов по зебре. Для уличного движения такие камеры всё еще являются новинкой, а вот РЖД примерно такие же применяет более активно, отметил эксперт по системам фотовидеофиксации Григорий Шухман.

ШУХМАН: Например, в Московской области уже несколько лет как пешеходные переходы через ж/д-пути на станциях, на нескольких контролируется камерами. В случае нарушения, то есть прохода пешехода на красный свет, когда ожидается поезд, он фиксируется. Дальше идёт распознавания лица, и в отличие от автомобилистов, вызывается человек в отдел полиции и, соответственно, на него составляется протокол за нарушение правил перехода ж/д-пути. Поэтому, в принципе, распространение этой практики на автодороги это вопрос времени.

СМИ узнали, что параметры видеочасти у пешеходных светофорных видеокамер соответствует профессиональным камерам 20-летней давности, но программное обеспечение более современное. Оно может распознавать движение и сопрягаться с системой распознавания лиц. И вот это принципиально. Если по переходу идёт человек, либо едут самокатчик или велосипедист, чьи образы уже имеются в базе данных, то в случае нарушения ПДД несложно установить личные данные нарушителей. Ну а дальше штраф в 500 рублей. Если же действия нарушителя создадут помехи в движении транспорта, то штраф увеличат до 1000-и.

Теперь о том, что тормозит повсеместное внедрение такой системы. Распознавание лиц дорожными камерами требует всеобъемлющей электронной базы этих лиц. А помещаем в Единую биометрическую систему России наши образы мы пока добровольно. Например, для банковской идентификации, выезда за границу или прохода в метро. В случае же введения практики штрафования по лицам предоставление биометрических данных должно стать обязанностью, а не правом граждан, отмечают эксперты. Есть и чисто технические проблемы. Для четкого распознавания своё лицо надо приблизить к камере. Как мы это и делаем в метро при проходе по биометрии, или оплате на кассе улыбкой. Но на пешеходном переходе люди идут далеко от камер, и не всегда смотрят строго в них, рассуждает Григорий Шухман.

ШУХМАН: Надо понимать, что распознавание лиц имеет достаточно большую погрешность. Потому что были уже случаи, когда, допустим, в метро проходил один человек, а оплату выставляли другому – для тех, кто подключил именно проход по лицу. Понятно, что лицо, в отличии от номеров, никто демонстрировать не обязан. То есть разные варианты, как сокрыть это допустим разными кепками, очками и тд. Так и есть проблемы с распознаванием в условиях плохой освещенности. Поэтому это в теории возможно, но на практике именно с переходом к наказаниям это вопрос еще далекого будущего.

На тему эксперимента с пешеходными камерами высказывался и начальник столичной Госавтоинспекции Александр Быков. Он отметил, что для создания и обеспечения эффективного применения автоматизированной системы, необходимо иметь биометрические данные всех граждан страны. А до этого еще далеко. Пока же у ГАИ стремления более утилитарные, точнее, воспитательные. А камеры над пешеходными переходами нужны вот для чего: при нарушении пешеходами правил перехода, "их лица будут транслироваться на электронное табло, которое установлено рядом с местом, где пешеход позволил себе лишнее". То есть логика такая. Человеку, который увидит своё лицо на экране крупным планом, станет стыдно, и в следующий раз он не станет перебегать зебру на красный.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация