Картинка

Авторские материалы 6 миллионов – за машину вдвое дешевле: покупательница наказала один автосалон за медлительность другого

22 июня 2018, 17:37

Персоны

Владелица BMW потребовала у автосалона вернуть ей 6 000 000 рублей за машину, на которую она потратила вдвое меньшую сумму. И суд встал на сторону женщины. Жительница Воронежа выиграла дело против официального дилера. Она засудила его за слишком долгий гарантийный ремонт. Причём ремонтом занималась совсем другая фирма – тоже официальный дилер, но не имеющий никакого отношения к продавцу. В итоге покупательница сумела дважды воспользоваться гарантией, причем в полном соответствии с законом. Можно ли повторить такую схему, разбирался экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.

Почти сказочная история приключилась с владелицей BMW из Воронежа. Машину она купила еще 6 лет назад у официального дилера в Москве за 3 000 000 и откатала на ней почти целиком оба гарантийных года. В автомобиле "застучала" подвеска, затем он и вовсе перестал заводиться, и женщина успела отдать его на гарантийный ремонт в своем городе – Воронеже – другому официальному дилеру. В сроки там не уложились: вместо положенных 45 дней отдали ей машину лишь через полгода. К тому моменту терпение владелицы иссякло, и она потребовала у московского салона вернуть ей деньги, причем с неустойкой в размере еще одной стоимости машины (то есть 6 000 000 как минимум). Тот отказался, она подала иск – и "завертелось".

Суды ей отказывали, ссылаясь на то, что машину свою она-таки получила в исправном состоянии, ездит на ней, а кроме того, выходит, что женщина как бы просит наказать один салон за медлительность другого, что противоречит здравому смыслу. Но Верховный суд решил иначе: требования владелицы BMW законны, ведь она просто потребовала вернуть деньги, и неважно, что машину на тот момент уже починили. Впрочем, решение все равно необычное, говорит юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: В данном деле должно было быть 2 соответчика, которым должны были быть предъявлены разного рода требования. Так, московскому дилеру она должна была предъявить требование о расторжении договора купли-продажи и возврате стоимости, которую она уплатила за BMW, а к воронежскому дилеру – требования о взыскании неустойки и компенсацию морального вреда в связи с тем, что ремонт автомобиля не был проведен в положенные сроки.

Больше всего в этой истории удивляют денежные суммы. Женщине могут присудить более 10 000 000 компенсации за ее BMW с 6-летним пробегом лишь за то, что ее слишком долго ремонтировали. Юристы поясняют, что по факту это компенсация не за ремонт, а за то, что московский салон, то есть продавец, не выплатил деньги сразу. Закон един для всех товаров, которые относятся к категории технически сложных – от ручных часов до персонального самолета. Их обязаны принимать к возврату по первому требованию, если в них обнаруживаются существенные дефекты (а когда машина вообще не заводится, это – существенный дефект). Причем размер неустойки де-факто не ограничен. Чем дольше продавец тянет время, тем большая сумма набирается по неустойке, говорит адвокат Сергей Радько.

РАДЬКО: При удовлетворении требования потребителя о расторжении договора и взыскании суммы за автомобиль суд насчитывает неустойку – 1 – 3% в день. При этом суд еще взыскивает половину суммы, присужденной потребителю, то есть при стоимости машины в 3 000 000 может набежать неустойка на такую же сумму, плюс половина от этой суммы (это 50-процентный штраф). Поэтому бывают случаи, когда конечные суммы вырастают и в 2, и в 3 раза.

Впрочем, на практике не все так гладко, как написано в законе. Право на неустойку в размере нескольких стоимостей машины еще нужно обосновать. В нашем случае финальное решение пока не вынесено, дело – на пересмотре. Но, исходя из похожих прежних историй, юристы предполагают, что дело кончится возвратом машины в московский автосалон за ее полную прежнюю стоимость. То есть купить новую BMW (а тем более 2 или 3 новых) за эти деньги не получится, продолжает Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Хотеть 10 000 000 – еще не значит получить их. Вероятность того, что покупатель вернет себе денежные средства за купленную машину, достаточно велика, но вероятность получения какой-то огромной компенсации стремится к нулю. Неустойка может быть заявлена в размере 3 000 000 – 5 000 000 рублей, а на самом деле она составит, допустим, 150 000. Аналогично с компенсацией морального вреда. Можно заявить и 1 000 000, и 10 000 000, но средний размер компенсации по стране – от 10 000 до 15 000 рублей.

Размер компенсации за плохой или долгий ремонт – еще меньше, добавляют эксперты. Речи о полном возврате стоимости машины никогда не идет. Здесь, как и при любых других услугах, действует правило "клиент всегда прав". Но вернуть он может ровно ту сумму, на которую ему нанесен ущерб.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация