
Авторские материалы "Вводят в заблуждение": астрологам и эзотерикам запретят рекламу
Персоны
В Государственную Думу внесен законопроект о запрете рекламы "эзотерических и энергетических услуг". Документ предлагает обозначить в законодательстве определения "алхимика", "астролога", "аура-диагноста", "биоэнергетического терапевта", "ведьмы", "таролога", "игропрактика", "духовного наставника (гуру)", "мага", "медиума" и других. Реклама их услуг будет запрещена за исключением тех, кто имеет высшее психологическое образование. С инициативой познакомился корреспондент Олег Яхонтов.
Еще 20 лет назад реклама услуг астрологов, эзотериков и других представителей магических профессий занимала значительную площадь любой газеты. С приходом цифровой эпохи ничего не изменилось. Раскинуть карты таро предлагается онлайн, как и предсказание будущего. В результате за последние три года объем рынка услуг, оказываемых гадалками, тарологами и другими эзотериками, сильно увеличился.
Однако, несмотря на большую клиентуру, почти все подобные практики признаны учеными антинаучными, а большинство россиян воспринимают такой вид деятельности как мошенничество. С этим согласились и депутаты Госдумы, которые решили, что агрессивная реклама услуг астрологов и эзотериков, как правило, вводит людей в заблуждение, используются для обычного мошенничества и должна быть запрещена. Для этого в законы "О рекламе" и "О информационных технологиях и защите информации" будут внесены изменения.
Запрет рекламы эзотерических услуг не коснется игропрактиков, нейрографов, расстановщиков и практиков осознанных сновидений с высшим психологическим или медицинским образованием. Например, практики трансформационных игр активно применяются в психологии, а т.н. "расстановщики" на своих сеансах играют роли членов семьи клиента: он "расставляет" их в комнате и прорабатывает свои психологические травмы. Ничего магического здесь нет – обычный психологический тренинг, который, разумеется должен вести профессионал.
Однако эксперты – юристы и те же психологи, указывают на неопределенности в законопроекте, где отсутствует механизм контроля за распространением информации об эзотерических услугах в социальных сетях и мессенджерах. Также в действующем законе о рекламе уже прописана ответственность за распространение недостоверной информации, под которую автоматически попадают услуги магов и эзотериков. Плюс к этому многие из них позиционируют свои практики как консультации или тренинги личностного роста, что формально не подпадает под запрет. Ну, и, наконец, с принятием закона сразу сформируется серый рынок магических услуг, который вообще сложно будет как-то контролировать. Однако сбрасывать со счетов проблему нельзя. По словам профессиональных психологов, к ним часто обращаются люди с различными расстройствами как раз после общения с адептами эзотерических практик.