Интервью Константинополь Москве уже давно не мать
Персоны
Церковный раскол. Гость в студии "Вестей ФМ" – священник, руководитель пресс-службы патриарха московского и всея Руси Александр Волков.
ВОЛКОВ: Церковь в тот или иной исторический период получала свою самостоятельность, и многие Церкви действительно получили свою самостоятельность, автокефалию именно от Константинопольской церкви. И дальше у каждой начинается свой исторический путь развития, своя жизнь. И поэтому здесь в отношениях между Константинопольской и Русской церквями всегда существовало понимание того, что Русская церковь в своей киевской крещальной купели вышла на свет, конечно, благодаря Константинопольской церкви, благодаря духовенству, которое было из Византии туда-сюда отправлено. Но это. повторю, не означает того, что по прошествии 1030 лет Константинопольский патриархат вдруг возвращает себе несуществующие сейчас права и возможности существовавшей когда-то Византийской империи и начинает здесь по-византийски наводить порядки в стране и в церковной структуре, вообще никакого отношения к ней не имеющей.
АВЕРИН: То есть никакой церковный закон не предполагает, что институт, который даровал автокефалию, может забрать, например, ее? Ни в коем случае это не может быть?
ВОЛКОВ: Нет, это просто натуральное человеческое право, что то, что уже существует самостоятельно, не может измениться обратно, вернуться в какие-то другие схемы.
АВЕРИН: Я бы провел аналогию не с государством, что, действительно, очень у многих вызывает отторжение, а с взрослением: условно, ребенок растет до 18 лет, родители признают его самостоятельность, его все равно не загнать в младенчество.
ВОЛКОВ: Вы знаете, нет, в каждой семье по-разному. Не загнать в младенчество – да, но при этом ребенок, как раз с христианской точки зрения, должен прислушиваться и слушаться своих родителей. И родители имеют право на какое-то вразумление своего ребенка. Вот этот пример, скорее, можно отнести к логике Константинопольского патриарха, который считает, который был и остается такой Церковью-матерью, которая имеет законные права на всех своих детей. Но в реальности это уже немножко другая система взаимодействия.
Что касается заявлений в духе, что "попереживают – и успокоятся": во-первых, мы можем констатировать, что действительно на протяжении, особенно ХХ века, история мирового Православия знала множество разнообразных примеров, в том числе, не очень правильных, с точки зрения того, как на самом деле нужно устраивать церковную жизнь, как нужно устраивать некую самостоятельность той или иной церкви. ХХ век вообще был веком трагическим, тяжелым и очень непростым со всех точек зрения.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью