Авторские материалы Самолётами, пароходами: как будут работать "смешанные" перевозки в России
Персоны
За опоздание пассажира на рейс ответит сам перевозчик: Минтранс подготовил проект закона, который позволит гражданам покупать билеты на "составные" маршруты, включающие сразу нескольких видов транспорта: наземный, водный и воздушный. Одной из главных особенностей таких билетов будет то, что человеку не придется беспокоиться о пересадках и багаже – за них ответственность будут нести транспортные компании. Причем претензии к перевозчику можно будет предъявить на любом участке маршрута, даже если ошибку допустила другая компания. Экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов подробнее.
Смешанные (они же сквозные, комбинированные или мультимодальные) перевозки становятся популярны во всем мире. Люди покупают единый билет на маршрут, который может включать в себя поезда, автобусы, самолеты или паромы. Особенно это удобно для пассажиров, которым нужно попасть в не очень популярное место. Или наоборот – если предстоит выезжать из пункта, рядом с которым нет ни одного крупного транспортного узла.
В России уже существуют смешанные маршруты, правда, пока их немного. Так, до появления Керченского моста в Крым можно было попасть по билету "поезд+паром+автобус". Также есть рейсы, например, из России в Вену, когда самолет садится в Братиславе (то есть даже не в Австрии, а в соседней Словакии), и оттуда остаток пути людей везут автобусами – получается гораздо дешевле. Нечто похожее иногда встречается и на внутренних маршрутах, рассказывает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий.
СИНИЦКИЙ: Можно даже из российского опыта пример привести. Например, аэропорт "Бегишево" в Татарстане. У них мультимодальные перевозки из трех городов, находящихся рядом с аэропортом. Это автобус плюс самолет. Так у них можно в Санкт-Петербург улететь. Но они это оформили так, что автобусная перевозка считается частью воздушной.
Новый законопроект позволяет транспортным компании создавать составные маршруты любой сложности. Но если они это делают, то должны будут гарантировать пассажиру доставку его самого и багажа вместе с ним вне зависимости от обстоятельств. Например, если человек опоздал на поезд по вине авиакомпании, то ему обязаны будут подобрать альтернативный маршрут, а затем уже разбираться друг с другом по поводу взаимозачета убытков. Условно: человек уже на вокзале, аэропорт далеко, поезд ушел, но можно предъявить претензию следующему участнику перевозки: в данном случае – железной дороге, хотя она в возникшей ситуации не виновата. Такая же коллективная ответственность у транспортных компаний возникнет при утере багажа или банкротстве какого-то одного из участников, поясняет гендиректор консалтинговой фирмы "Информост" Борис Рыбак.
РЫБАК: Мы же с вами помним, что после банкротства авиакомпаний правительство разными способами пытается сделать так, чтобы пассажиры не оставались крайними, чтобы каким-то образом их интересы могли быть учтены даже в том случае, когда перевозчик оказывается неплатежеспособен. Были попытки создавать фонды и вводить коллективную ответственность. В этом направлении процесс уже идет.
Кроме очевидных удобств, эксперты видят и возможные проблемы. Например в том, что коллективная ответственность на практике работать не будет, и пассажиру все равно придется обращаться за компенсацией в ту компанию, которая допустила ошибку. То есть придется терять время и в итоге ломать весь свой составной маршрут. Маловероятно и то, что перевозчики захотят нести финансовую ответственность за своих партнеров-банкротов. Еще одним слабым местом, вероятно, станет интеграция междугородных автобусов с самолетами и железными дорогами. Автотранспортные фирмы нечасто имеют возможность выдавать электронный билет, а без этого вся идея составного маршрута обречена на провал.