Интервью Сегодня нет разницы между выставкой с шедевром или без
Персоны
"Просто выставка сегодня уже никому не нужна". Какое произведение искусства мы так ждем? Каким могло быть произведение искусства, если бы оно родилось в 90-е? Выставки, которые успели привлечь всеобщее внимание в Третьяковской галерее.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И в начале года естественно поговорить об итогах прошлого года. И мы начинаем наш разговор с арт-критиком Александром Пановым. Чуть позже к нам присоединится еще и Михаил Сидлин. Александр, добрый день.
ПАНОВ: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Что хорошего было?
ПАНОВ: Как всегда, все больше и больше преуспевает (в хорошем смысле как раз этого слова) Третьяковская галерея, которая опять побила все рекорды своей посещаемости, благодаря вот мега-выставке Архипа Ивановича Куинджи, которая еще до 14-го, кстати говоря, последние дни идет. Но при этом были еще две совершенно великолепные выставки в Третьяковской галерее. Это ретроспектива Михаила Ларионова – одного из отцов русского авангарда, и в таком полном практически собрании его – от самых ранних реалистических штудий до поздних, уже во время французской эмиграции. Он, кстати, не эмигрировал, там все было проще: они со своей супругой Натальей Гончаровой уехали работать с Дягилевым во Францию, а потом началась Первая мировая война, и было сложно возвращаться в Россию. А дальше, уже после 16-го года, было понятно, что делать им там особенно нечего.
А вторая выставка, о которой я говорил, в Третьяковке, которая, конечно, на любителя – это ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых. Илья Иосифович Кабаков – это отец-основатель практически вот московского концептуализма. В данном случае тут есть и его ранние вещи, и есть уже поздние инсталляции, которые он делал вместе со своей супругой Эмилией. И эта выставка к нам приехала, сначала она показывалась в одном варианте – в Tate Modern, уже теперь в позапрошлом году, потом показывали ее в Эрмитаже в новом варианте. В Москве – это третий вариант.
Над дизайном экспозиции работал архитектор Евгений Асс. И поскольку, если кто знает из наших уважаемых слушателей, там все-таки главная тема Кабакова – это коммунальная квартира, коммунальная кухня, коммунальное сознание, то Асс в Третьяковке выстроил некий лабиринт, вот похожий на такую очень пролонгированную и довольно депрессивно на самом деле действующую вот эту самую коммунальную квартиру. Но, тем не менее, по этой выставке по крайней мере очень интересно бродить, именно бродить.
ЗАСЛАВСКИЙ: Сейчас запустим в нашу студию Михаила Сидлина и продолжим разговор. Михаил, добрый день.
СИДЛИН: Добрый день.
ЗАСЛАВСКИЙ: Мы начали разговор о первых выставках. Что естественно, начали мы с Третьяковской галереи. Александр Панов успел рассказать про те несколько выставок, которые отчасти уже завершились, как выставка Кабаковых, отчасти еще продолжаются, как выставка Архипа Куинджи.
СИДЛИН: Но я хотел бы сказать, что главное событие, оно происходит сейчас, как мы знаем, в городе Париже и касается не только изобразительного искусства, но и многих других. Это, конечно, премьера "Дау", фильма (если это можно назвать фильмом). И мне кажется, это событие, оно аккумулирует в себе художественные тенденции, я бы даже сказал, 90-х и нулевых. Поэтому мне кажется, что вот это событие, оно наконец показывает нам, каким могло быть произведение искусства, если бы оно родилось в России в 90-х. Потому что в 90-х ждали: где же, где же новое произведение, где же новое великое высказывание, которого мы так ждем от нового российского искусства? Вот. И ждали-ждали-ждали, и вот наконец оно состоялось, но, как водится, через 20 лет.
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью